Интервью с полузащитником запорожского «Металлурга»
Полузащитник «основы» переживающего не лучшие свои времена запорожского «Металлурга» Тарас Степаненко получил травму еще при подготовке к сезону, с начала которого уже прошла треть. Для двадцатилетнего футболиста травма, приведшая к операции и более чем трехмесячному восстановлению, наверняка является одним из самых неприятных, на данный момент, периодов в футбольной карьере. По словам спортивного директора «Металлурга» Александра Гуревича полузащитник совсем скоро снова сможет быть в строю.
— Тарас, как обстоят дела с восстановлением после травмы?
— Я уже восстановился и готов тренироваться в полную силу. Однако сегодня (разговор состоялся утром в понедельник – прим. авт.) мне предстоит дополнительное медицинское обследование, которое должно показать, все ли действительно нормально и можно ли мне приступать к работе. Если результат окажется положительным – то сразу же приступлю к тренировкам в общей группе.
— Ты вообще не особо подверженный травмам игрок, и вне футбола столь долгий срок был впервые…
— Вообще вне футбола находиться очень непросто, особенно сложно нормально воспринять слова врачей, которые говорят, что восстановление после травмы займет не менее трех месяцев… И это все происходит, как только ты начинаешь набирать форму! А когда сидишь на скамейке и смотришь, как твои партнеры играют, то эмоции просто переполняют тебя, потому что хочется как-то помочь, побежать вместе с ними, хочется скорее восстановиться, чтобы снова влиться в коллективную игру. Но, конечно, понимание того, что восстановиться надо полностью, и дождаться, пока связка окончательно заживет, преобладает. Хотя играть хочется очень.
— Чему посвящал свое свободное время в эти месяцы?
— За время восстановления я постарался наконец уделить внимание учебе, ведь образование необходимо, всю жизнь в футбол играть не будешь. Пока мне нельзя было тренироваться, а только немного посещать спортзал, я походил в университет. Конечно, я много пропускаю из-за сложного графика, но, признаюсь, в универе интересно, постарался как-то догнать свою группу. Также уделял внимание семье, по максимуму находился дома, помогал по возможности младшим братьям по учебе. Ну а как только смог больше тренироваться, то поднажал на тренировки, само собой.
— Матчи своей команды посещал?
— Конечно, посещал. Да и откровенно говоря, у нас в команде это происходит даже не по желанию, а в обязательном порядке, все травмированные футболисты присутствуют на всех домашних матчах «Металлурга». Причем по возможности, сидят не на трибунах, а на дополнительной скамейке, возле запасных. Также перед матчем и после матча мы присутствуем в раздевалке вместе с командой. Это делается для того, чтобы не разъединять коллектив, частью которого являются как травмированные, так и дисквалифицированные исполнители. Считаю, что это правильно.
— Необычно видеть «Металлург» в нижней части турнирной таблицы. Что происходит с коллективом в этом сезоне?
— Если честно, я сам не знаю, в чем дело. Действительно, если взглянуть на итоговую таблицу прошлого сезона и сверить с текущими показателями, то становится непонятным, что же происходит с командой. Мы ведь боролись за зону УЕФА – а теперь чуть ли не за выживание в элитном дивизионе. Больно смотреть на такую команду, как наша, когда мы занимаем 14 место в турнирной таблице. То говорили, мол, у нас много молодых игроков, которым не хватает опыта. Теперь вот пришли новые исполнители… впрочем, сами все видите. У нас в клубе есть традиции, и такая ситуация, которая сложилась на данный момент, она уже была, но такое бывало очень редко с «Металлургом». Считаю, что что-то надо менять, и менять многое, если мы не хотим очутиться в первой лиге, а хотим в еврокубках поиграть. Думаю, эта проблема решиться.
Однако команда не унывает. Понятно, что если мы выиграем пару матчей, то вернем себе уверенность, и дальше все пойдет в нужном русле, ведь победы сплочают коллектив. Есть команды, которые выигрывают на классе, а есть – которым для победы нужно прилагать усилия. Нашему же коллективу для победы нужно быть единым организмом на поле, у нас нет игроков, которые обладают великолепным индивидуальным мастерством, и за счет этого мы должны помогать друг другу. Если кто-то ошибся, я за ним подчищу, и буду знать, что когда ошибусь я, мою ошибку исправит партнер. Быть едиными на поле – главное. Наша команда умеет так играть.
— После травмы за место в основном составе «Металлурга» придется побороться…
— Сейчас для меня главное – набрать оптимальную форму. Что касается физической подготовки, которая заключается в беге и специальных упражнениях, — то это все я уже прошел, это просто. А вот работа в общей группе – другое, тут многое зависит от того, как я снова вольюсь в коллектив, и пропустив длительный срок, смогу играть на высоком уровне. Убежден, что прежде чем выходить за основу, надо хотя бы тайм или матч провести за «дубль», ведь когда уровень немного пониже, то и адаптироваться на газоне проще. Не хочется ведь сыграть и опозориться, так что мне еще предстоит готовиться к выходу на поле.
— Уйдя в вынужденный отпуск, ты оставил не только место в «основе» клуба, но и в «основе» «молодежки».
— За успехами молодежной сборной слежу пристально. Постоянно звоню ребятам, общаюсь с ними. Также нередко созваниваемся с администратором и пресс-аташе команды, общаемся о делах «молодежки». Сейчас команда Павла Яковенко получила существенное усиление в лице чемпионов Европы юниорского Евро. Правда, некоторые наши завсегдатаи выросли до уровня «националки», что не может не радовать, ведь молодежная сборная и должна быть основной базой поиска футболистов для национальной команды. В общем, с учетом рокировок, произошедших в последнее время, я могу сказать, что наша молодежная сборная представляет из себя очень серьезную команду.
— На вызов Яковенко в первые дни ноября надеешься?
— Конечно, я бы очень хотел, чтобы меня вызвали на сбор перед встречей с Бельгией. Но тут уже очень много факторов на это повлияет. Перед такой встречей надо быть полностью готовым, а если быть готовым не на 100%, то ехать в сборную, наверное, смысла нет, ведь тогда и я команде не помогу, да еще и неудобно будет. Впрочем, до сбора молодежной команды осталась кубковая игра и пара туров, и если я выйду на поле за это время, что напрямую зависит от моей подготовки и решения тренера клуба, то тогда, думаю, у меня будет шанс попасть в заявку Павла Александровича.
— Половина дистанции в групповом отборе на молодежное Евро-2011 уже пройдено, и Украина по итогам четырех игр является лидером. Можно уже вздохнуть с облегчением?
— Конечно, нельзя. Ведь то, что четыре матча позади, говорит о том, что еще четыре – впереди, и они будут такими же нелегкими, как и прошедшие. Вот взять хотя бы Мальту, которая вне гласно считается слабым звеном в группе, а на деле – далеко не подарок как соперник. Мы дома еле обыграли эту команду. Да если так и посмотреть – мальтийцы два мяча только от французов получили. Выходит, забить этой команде не так-то и просто. Ну а что и говорить тогда о других соперниках…
В общем, думаю, расслабиться немного можно будет только после того, как все матчи в группе закончатся, и мы увидим себя на первом месте в итоговой таблице. Вот тогда можно расслабляться, и то, вскоре собраться и работать дальше, с еще большим рвением.
— Твои партнеры по сборной затрудняются определить сильнейшего соперника в группе. Ты смотрел матчи со стороны, что можешь сказать по этому поводу?
— Вообще, сложно так однозначно ответить, но если честно я лично ожидал большего от Франции, но и не ожидал такой игры от Бельгии. Мы пропустили от французов, по моему мнению, необязательные мячи. Считаю, что произошло это вследствие того, что ребята перенервничали в начале поединка. Бельгия же, которая играла на выезде, не выглядела сильнее, чем Франция дома, но для меня было сюрпризом то, что команда эта настолько хорошо вела игру. Не могу сказать, что бельгийцы сильнее трехцветных, но они смотрятся поинтереснее на данный момент, как по мне…
— После домашнего матча с Бельгией, который закончился с ничейным счетом, автор гола Роман Зозуля признался, что сам не понимает, почему, но наша «молодежка» начинает показывать игру только после того, как пропускает в свои ворота. В чем может быть дело?
— Павел Александрович всегда, когда готовит нас к игре, напоминает, что главное в матче – его исход. Игра забывается, а результат остается, всем это известно. Конечно, неправильно то, что мы начинаем играть только тогда, когда понимаем, что результата можем и не достичь (чаще всего понимание приходит после пропущенного гола), надо сразу, с первых минут активизироваться и стараться выигрывать, ведь отыграться не всегда возможно. Но думаю, эта проблема, если можно обозначить этот факт так, носит временный характер, и говорить о том, что наша «молодежка» вступает в игру только после пропущенного – не стоит.
— Стыковой матч с какой сборной стал бы для национальной команды Украины хорошим жребием, на твой взгляд?
— Я думаю, что выгодным жребием для нашей сборной станет команда Греции. Эта сборная находится не в самом лучшем состоянии, и обыграть ее, думаю, мы сумеем с наибольшей вероятностью. Однако с позиции человека, который не является игроком национальной сборной Украины, а простым зрителем, конечно, хотелось бы увидеть противостояние с Россией. Это была бы действительно бойцовская игра. Впрочем, уверен, кто бы нам ни попался, мы будем «бодаться» и стараться выиграть стыковой матч.