Интервью с линейным ZTR Андреем Наталюком, отыгравшим 18 лет в запорожской гандбольной команде
Его трудно назвать линейным, хотя игровое амплуа именно такое. Большинство игрового времени он проводит на своей половине площадки, он незаменимый центральный защитник. И как только мячом овладевает его команда, Андрей быстро бежит к скамейке запасных, чтобы замениться. В защиту возвращается еще быстрее. Перед началом матча плей-офф чемпионата Европы 2011 Украина – Словакия торжественно попрощался со сборной командой нашей страны.
– Андрей, сколько же лет ты играл за сборную команду Украины?
– Около пятнадцати. Вообще-то никакого учета я не вел. Просто играл, и мне это нравилось. В сборной мне даже довелось отличиться забитыми голами. Еще когда играл Сергей Кушнирюк, мы проводили матч против сборной Польши. Линейным я и тогда не играл, а вот в переход приходилось бегать. Убегал так быстро, что соперники не могли догнать и забил им четыре гола.
– А как ты пришел в гандбол?
– До службы в Армии я учился в 18-ой школе, что рядом с бассейном «Славутич», в спецклассе по плаванию. Еще занимался водным полом. А команды мастеров у нас не было. Когда я учился на втором курсе в индустриальном техникуме, меня пригласили в Харьков в команду мастеров. Кроме меня приглашение получил и еще один парень. Он поступил в институт, а я — нет. Бросать же учебу после двух лет в техникуме не хотелось. Ну а если бы устроили меня учиться, то, вероятно, я стал бы ватерполистом. Потом была армия. Служил в пограничных войсках. Конкретно спортом там не занимался, но как все, кто служил в погранвойсках, ежедневно занимался физической подготовкой. Железо тягал, на площадке разминался. А вот мой старший брат, Александр, играл в гандбол за киевский спортинтернат. Валерий Зеленов, тренировавший тогда ЗИИ, пригласил его в команду. Он уже играл за ЗИИ, когда я пришел с армии. Пошли вместе с ним, а у них собрание. Я подождал его, выходит Валерий Николаевич, увидел меня и спрашивает, чем я занимаюсь. Вероятно, его заинтересовал мой рост (200 см). А я еще не успел определиться со своим будущим. Сказал, пусть приходит, попробуем. Ну, и попробовали.
– И пришел ты в ЗИИ или «ZTR»?
– Вот как раз когда меня взяли в команду, она и стала называться «ZTR». Первый год я не играл в основе. В следующем сезоне, когда поменяли игру в защите, стал регулярно выходить на площадку. Юру Серого, который был играл центральным, перевели на позицию полусреднего, а меня поставили в центр. И стало получаться. Помню, один турнир играли в «Юности». В матче против команды Краснодара мне удалось сделать два перехода, которые завершились голами. После этого я и закрепился в основе.
– А сейчас не тянет делать переходы?
– Есть установка тренера. Да и привык я уже к такой игре. А когда играем на тренировке двухсторонку, даже интересно бывает, когда удается убежать.
–Андрей, за те 18 лет, что ты отыграл в ZTR, поступали предложения продолжить карьеру в каком-то другом клубе?
– Да. Интересовались из Швейцарии. У израильтян вообще четыре года подряд я был на заметке. В 2001 году на чемпионате мира во Франции мы стали седьмыми. Поступили предложения из Франции, но клуб меня не отпустил. Лет семь назад интересовались венгры, но посчитали, что я уже старый. Мне тогда было всего 32 года. В то время даже после окончания срока действия контракта, игрок принадлежал клубу еще один год. Сейчас намного проще. Контракт закончился и ты свободный человек. Вот и уезжают молодые ребята.
– Впервые за многие годы тебя избрали капитаном команды. Как себя чувствуешь в этой роли?
– Прежде всего, думаю, что избрали меня капитаном команды из-за того, что я самый опытный игрок. У меня есть авторитет среди ребят. Бывает, в игре наступает такой запал, вот тогда беру слово и говорю. Меня слушают, потому что я много видел за свою гандбольную карьеру. В игре стараюсь подсказать молодым игрокам, как сыграть в той или иной ситуации. Пожурить за ошибки, похвалить за удачную игру. Меня называют в команде «Старый». Бывало такое, что приходили в команду молодые ребята на первые сборы и пытались меня называть по имени-отчеству. Я же всем говорил, чтобы называли Андреем.
– Оцени игру сборной Украины против словаков.
– В матче против сборной Словакии в защите украинская команда сыграла более-менее нормально. Мне кажется, что провалилось нападение. Пропустить 30 голов в современном гандболе это нормальное явление. А забить 21 — это мало. Сейчас пошел такой скоростной гандбол, что за игру забивают обычно больше 30-ти голов. В Украине могут забивать и меньше, а в Европе во всех командах очень сильная задняя линия. Много забивают с 10-12-ти метров. Две-три передачи и бросок. Там все зависит от вратарей. Пошла игра у них, тогда и команда на подъеме. Вот сидел на матче сборной на трибуне и могу сказать, что на площадке все переносится намного легче.
– Какая золотая медаль самая памятная из 13-ти?
– Вероятно, та, которую мы выиграли плей-офф за чемпионство против «Портовика». Все решалось в серии послематчевых семиметровых. Вот тогда был накал страстей! Если бы таких игр было больше, наш чемпионат был бы намного интересней. Когда команда выигрывает 15-20 мячей, думаю, что и болельщикам неинтересен такой гандбол. А когда идет игра мяч в мяч, тогда совсем другое дело.
– А какие отношения у вас с соперниками вне площадки?
– Нормальные. У меня очень хорошие отношения с Сашей Шевелевым из «Портовика».
– Какие радостные и грустные события были у тебя в карьере?
– 2001 год. Мы седьмые на чемпионате мира во Франции. Матч против хорватов. Основное время – ничья. Дополнительное – ничья, снова дополнительное. И мы выиграли у тех, кто еще недавно завоевал олимпийское золото. Это была радость победы. А грустное? Это когда проиграли Южному. Сергей Шельменко сломал палец и не смог играть, Владимир Кисиль тоже травмировался. Я в столкновении получил травму. Пошел, отсиделся, и снова в игру. И упустили концовку. За три минуты до конца мы вели два мяча, но уступили. Грустно, но игра была классная!
– Назови символическую семерку «ZTR» за все годы твоего выступления за клуб.
– Вратарь Евгений Будко, на левом углу Виталий Нат, левый полусредний Вячеслав Лочман, разыгрывающий Дмитрий Проворников, правый полусредний Олег Великий, правый крайний Руслан Прудиус, линейный Владимир Кисиль.
– А чем думаешь заниматься после окончания карьеры игрока?
– Хотелось бы быть в клубе и рядом с гандболом. Здесь все родное.
– Что хотелось бы тебе пожелать молодому поколению запорожских игроков?
– Попасть на Олимпийские игры. Знаете, как стучит сердце, когда стоишь на площадке и слушаешь гимн Украины. Вот хочу, чтобы у молодых всегда была гордость за свою страну, и они показывали гандбол достойного качества.
Анатолий Власов, пресс-служба УГЛ