6 сентября свой 70-летний юбилей отметила Заслуженный тренер Украины по прыжкам в воду, Заслуженный работник физической культуры и спорта – Татьяна Александровна Турова. Запорожанку назвали лучшим тренером в истории украинских прыжков в воду, и это действительно так! Среди воспитанников Татьяны Александровны призеры Олимпийски Игр, чемпионы мира, Европы, победители и призеры самых престижных международных соревнований. О том, как удалось достичь таких высот, своей жизни и семье, Татьяна Александровна рассказывает «ЗА!спорту».
— Татьяна Александровна, откуда вы родом?
-Я родилась в городе Унгены, Молдавской республики, это на границе с Румынией на реке Прут. Мой отец был пограничником, я родилась в семье офицера. А мама моя, Ефимова Вера Карловна, из Казахстана, она приехала туда на работу и познакомилась с папой. Мама по профессии банковский работник, и всю жизни работала то в банке, то в бухгалтерии. На пенсию ушла с должности главного бухгалтера Запорожского областного управления культуры. Папы, к сожалению, уже нету, а мама жива, ей 93 года!
-Какие самые яркие воспоминания детства?
— Помню границу, то место где полк был расположен, застава. Мы ходили купаться на пруд через границу, потому что пруд находился на румынской стороне. Я там даже тонула, меня спасли. Наверное, была такая смелая, что полезла на глубину. Возможно это было мое крещение водой, которое определило судьбу.
— А как вы переехали в Запорожье, со спортом уже тут подружились?
-Когда папа демобилизовался мы переехали в Запорожье. Мечтали вернуться в Ярославль, откуда отец родом. Но там не получилось с жильем – а в Запорожье быстро дали квартиру. Я тогда ходила в шестой класс. Еще в Унгенах я начала заниматься спортивной гимнастикой. Когда переехали в Запорожье, очень хотелось быть художественной гимнасткой, но я не прошла отбор. Туда берут длинноногих красивых девочек, я этим не отличалась, еще и вся в конопушках, рыжая — в общем я не прошла. Тогда я пошла на спортивную гимнастику в «Металлург», где сейчас футбольная школа, мы как раз жили недалеко на улице Правды. Я начинала у Белой Нины Лукьяновны. У меня есть много грамот – за соревнования по программе юного гимнаста, была в призерах «Пионерских игр». Тогда очень много соревнований проходило в Запорожье – здесь была очень хорошая база. Потом тренер ушла работать завучем в школу, нам дали мужчину тренера, и мы разбежались.
Прыжок третьего класса был для меня самым страшным
-И тогда попали на прыжки в воду?
-В Запорожье на Днепре, в районе нынешнего бульвара Шевченко, есть большой карьер. Там была большая водная станция, стоял сухой трамплин – на песок мы прыгали, и понтонная вышка – там было 10 м, и два трамплина 1 и 3 м. И вся эта вышка качалась на воде. Как я туда попала? Мы там жили рядом, и летом просто прыгали с ребятами, баловались – меня заметил тренер. Тогда я училась в 8 классе, и начала заниматься прыжками в воду, с тех пор с ними не расстаюсь.
Помню свои впечатления – было страшно. Есть у нас такой прыжок третьего класса, это когда стоишь лицом к воде, а прыгаешь и вращаешься назад – этот прыжок был для меня самым страшным. Но программу я очень быстро освоила, на 10 метров поднялась очень быстро. Участвовала в соревнованиях. Точно знаю, что у меня был первый разряд, прыгали мы на соревнованиях в Днепропетровске, Киеве, помню, что делала программу два с половиной оборота назад. Кстати эту программу тренировала в бассейне ШВСМ, там тогда стояли вышки.
Потом, когда поступила в институт – там тоже прыгала. Не сложную программу, но по крайней мере поддерживала форму. Но у меня в спорте больших достижений не было. Как нереализованный спортсмен я все потом вылила в тренерской работе – чаще всего так и бывает.
После школы собирала «Запорожцы» на «Коммунаре»
-Сразу после школы решили стать тренером?
— В первый год после школы я поехала в Кишинев – родители меня отправили поступать в политехнический институт на архитектуру. Я очень не хотела, хотя по черчению и математике у меня всегда были хорошие оценки, проявила свой упертый характер, и не поступила. Вернулась домой и пошла работать на завод «Коммунар». Меня отправили в прессовый цех, на среднюю штамповку – собирала «Запорожцы», первую модель «мыльницу». На следующий год поехала поступать в Киевский институт физкультуры. Сдала экзамены, но не прошла по конкурсу. Очень большой был конкурс потому, что когда я выпускалась в один год выпускался 10-й и 11-й класс. Я вернулась в Запорожье и еще год проработала на заводе. А потом второй раз поехала поступать в институт физкультуры, сдала экзамены. Мне сказали: «К нам редко кто по два раза приезжает, раз ты приехала к нам второй раз, значит ты наш человек!». Так я и поступила!
— А когда началась непосредственно тренерская работа?
— С 20 декабря 1971 года я работаю в этом спорткомплексе, тогда он назывался «Стрела». Это у меня единственное место работы после автомобильного завода. Хотя, когда я пришла сюда устраиваться на работу, старший тренер Маргаритов Виктор Сергеевич мне сказал: «Я девчат не беру, а то как начнете тут рожать!». Я тогда пошла в совет профсоюзов, откуда давали направления на работу, и говорю: «Если я учусь по этой специальности, то мне нужно по ней и работать! Не встану, пока меня не устроите на работу!». Из совпрофа позвонили сюда в спортивный клуб, и сказали: «по-моему надо брать!». Я пришла к руководителю спортивного клуба, Богдану Мартыновичу Андрушишину, он обсмотрел меня с ног до головы, что я маленького роста. Говорит: «Что будешь работать? Иди оформляйся, только пока оформляешься в бассейн не заходи. Когда все оформишь – покажешься Виктору Сергеевичу». Вот так я и начала работать.
Наш первый батут был «крокодильчик»
— Получается вы стояли у истоков прыжков в воду в нынешнем СК «Мотор-Сич»?
— Да, интересно было работать, тогда все только начиналось тут. Трамплин нам достался из «Спартака», там прыжки в воду уже убрали. Трамплин был с кокосовой дорожкой, мы ее все время натягивали. Гимнасты отдали нам большую длинную ватную дорожку, потрепанную временем. Потом наши летчики запорожские подарили батут, на котором там наверное парашютисты тренировались, у нас это был первый батут! Он был узкий, но длинный – мы его называли «крокодильчик». Вот с таких снарядов мы начинали потихоньку.
— А помните первые успехи ваших воспитанников?
— Первые соревнования это первенство ФСО «Зенит». Светлана Науменко, это первый мой мастер спорта, она тогда была в призах. И помню, когда я зашла в бассейн, все коллеги стали хлопать. Я очень запомнила этот момент, когда меня все тренеры стали приветствовать. Вроде и соревнования не очень высокого ранга, но это были первые успехи, и мне очень запомнились.
— В это время вы уже совмещали работу и семейную жизнь, как все успевали?
— Мы с мужем поженились, когда нам было по 21 году. Полтора курса я отучилась в институте и ушла в декрет. А потом уже перевелась на заочное. В декретном отпуске я не была, когда родила вторую дочь, тоже сразу вышла на работу. Тогда с 3-х месяцев детей можно было отдать в ясли. Когда третью родила – через 106 дней вышла на работу. Ну умудрялась как-то. Старшие девочки помогали, муж помогал. Я конечно думала после третьих родов, что я не буду работать тренером однозначно. Но родители моих воспитанников меня переубедили. У меня тогда тренировалась Таня Гадун, и ее папа убедил что я должна быть тренером, что только у меня получится. Он с моим мужем просидел долго на кухне, и муж сказал – выходи на работу.
Окончание первой части. Продолжение читайте по ССЫЛКЕ.
Беседовала Елена Назаренко
Фото из личного архива Татьяны Туровой