Запорожским бобслеистам об Олимпиаде придется забыть

 

За год до Игр в Ванкувере перспективы украинского бобслея туманны 

 

Как-то я среди бесчисленных ныне объявлений раздела «Ищу работу» на одном из Интернет-сайтов, посвященных этой теме, случайно нашел резюме знакомого запорожского бобслеиста Александра Шумакова. Он искал работу водителя. Естественно, я не мог не поинтересоваться у него, с чем связана такая кардинальная смена деятельности. “Мы только на один старт в этом сезоне съездили, а вообще, наверное, бобслея в Украине больше не будет”, – грустно ответил по телефону Саша и согласился встретиться, чтобы рассказать, почему.
На встречу Саша Шумаков пришел не сам, а вместе с Игорем Стрельцовым – старшим братом самого известного украинского бобслеиста запорожца Александра Стрельцова, который сейчас выступает, причем, довольно успешно, за сборную Швейцарии. Игорь, несмотря на свои 43 года, – действующий спортсмен, а также тренер бобслейной сборной. На мое ироническое замечание о несуразности такого совместительства, он только усмехнулся:

– Бобслей, старейший олимпийский вид спорта со столетней историей, не имеет в Украине даже гостренера. Мы как бы сами по себе существуем. Поэтому я не только в роли тренера выступаю, но и администратора, механика. За 18 лет независимости, в которые вместились два попадания украинских бобслеистов на Олимпийские игры, государство выделило на этот вид спорта аж 30 тысяч долларов.

– За счет чего же существуете?

– Днепропетровский бизнесмен Сергей Шведовский в свое время серьезно заинтересовался бобслеем. Основал всеукраинскую федерацию и сам, со своего бизнеса, финансировал наше участие во всех соревнованиях. Обходилось ему это удовольствие в 50-100 тысяч долларов в год. Это отнюдь не большие деньги для нашего вида спорта. Например, бюджет Федерации бобслея России – около тридцати миллионов вечнозеленых. Однако сейчас кризис и до президента нашей федерации докатился, поэтому украинский бобслей лишился своего единственного спонсора…

– Но в этом сезоне вы все же выступали?
– Только один раз, – вступил в разговор Александр Шумаков, – я поехал на этап Кубка Европы в швейцарский Сент-Мориц с киевлянином Олегом Поливачем. Причем поездку оплатил сам Олег. Там мы заняли 20-е место среди 34-х экипажей, чем вызвали настоящий фурор. Дело в том, что ведущие пилоты перед началом сезона делают до трех сотен бобслейных спусков, а мы даже на предсезонную подготовку никуда не выезжали. Четыре раза на тренировке перед соревнованиями спустились – и в бой. 

– Саша, а стоило ли твоему киевскому коллеге за свои деньги выезжать на один-единственный старт в сезоне?
– Стоило. Хотя, подозреваю, жена ему этот выезд не раз «ласковыми» словами вспомнила. Однако, если бы мы не поехали хоть на одни соревнования в этом году, то потеряли бы все шансы в следующем году попасть на зимние Олимпийские игры в канадский Ванкувер. Теперь же у нас есть возможность туда пробиться, но для этого нужно в следующем сезоне принять участие во всех этапах Кубка Америки и Кубка Европы. Только на все это нужны деньги.

– И большая сумма необходима для подготовки к предолимпийскому сезону и самой Олимпиаде?
– Очень большая, – взял слово Игорь Стрельцов, – чтобы обеспечить подготовку четверки и двойки, нужно около пятисот тысяч долларов. Если поедет одна четверка, то меньше, если двойка – соответственно. Вообще, команду можно собрать хорошую, и, что особенно хотелось бы отметить, почти из одних запорожцев. Ведь кроме меня и Саши Шумакова, в Запорожье есть еще очень хорошие разгоняющие Андрей Ткачук и Евгений Петров. А также мой брат – один из сильнейших разгоняющих в мире Александр Стрельцов, который согласен отказаться от выступлений за команду Швейцарии, если мы будем готовиться к поездке на Олимпиаду.

– Государство может вам помочь в подготовке?
– Думаю, максимум десятую часть необходимых средств выделит, поэтому надежда только на спонсоров. Хотелось, чтобы хоть кто-то откликнулся и помог нам выступить на Олимпийских играх. Только вот полноценную подготовку к сезону нужно начинать уже с лета, поэтому времени у нас в обрез. А вообще украинский бобслей – это как ракета без топлива. Все к запуску готово, осталось только баки заполнить… Жалко будет, если этот вид спорта в нашей стране умрет. Сейчас все бобслеисты думают, как зарабатывать себе на жизнь: я вот автомойку арендую, Саша Шумаков тоже работу ищет. Если ребята разбегутся, о бобслее
можно будет забыть.

P.S. На государство и киевских чиновников, в том числе и от спорта, можно пенять сколько угодно. Но толку от этого не будет. В конце концов столица в Ванкувере будет представлена своими спортсменами. А Запорожье? Неужели для нашего города не будет престижно, если на зимние Олимпийский игры в Ванкувер поедет несколько наших земляков? И неужели наши властьимущие и запорожские бизнесмены упустят такую хорошую возможность сделать рекламу нашему краю и себе?

Кстати
Единственный запорожец, принимавший участие в зимних Олимпийских играх, – Александр Стрельцов, выступавший в 2002 году в Солт-Лейк-Сити. Именно Стрельцов приложил руку и к двум медалям, которыми может похвастаться украинский бобслей за свою 18-летнюю историю. В сентябре 2002 года он стал вторым по стартовым разгонам на чемпионате мира, а через месяц третьим – на чемпионате Европы.

Алексей Виниченко