Сергей Комлев: «У Кравчуна все футболисты в любимчиках были»

 

Интервью с ветераном запорожских «Металлурга» и «Торпедо» 

 

Болельщики футбола и сейчас узнают на запорожских улицах Сергея Комлева, в 80-е годы с успехом игравшего в «Металлурге», затем в «Торпедо». И не многие знают, что Сережку в Марганец родители привезли из русской глубинки – городка Котельнич Кировской области. Очень скоро не обделенного футбольным талантом мальчишку пригласили в Днепропетровск, сначала в футбольную школу «Днепр-75», а затем – и в дублирующий состав команды мастеров.

– Когда же родина скомандовала «в ружье!», я оказался в Германии, в Группе советских войск. Играл там много и вместе с будущими звездами Советского Союза – Поликарповым, Плахетко, Христичем, – рассказывает Сергей Валентинович.

С ЭСАМБАЕВЫМ ДОМА КОНЬЯК ПИЛИ

– Но после армии вы оказались в «Тереке», где провели лучшие футбольные годы, не так ли?

– В самом деле, играя в Грозном, я практически в каждой игре заставлял соперников ошибаться и забивал голы, которых за сезон нащелкал порядка сорока. Но здесь больше интересна история, как я попал в столицу Чечено-Ингушетии. 

Помните, летом 79-го под Днепродзержинском разбился самолет с футболистами «Пахтакора»? В Ташкенте набирали новую команду, и я решил туда слетать. Но летел через Москву, где зашел в гости к Валентину Афонину. Великолепный был футболист, даже в составе сборной СССР немного выступал. А тут к нему, вслед за мной, приходит еще и Алексей Еськов, с которым они вместе играли в ЦСКА, ростовском СКА. Еськов прямо с порога заявляет: «Я возглавил «Терек», но знаю, толковых нападающих там нет, не посоветуешь кандидатуру?» «А вот Сережа Комок сидит, бери, он тебя не подведет». Еськов ко мне: «Десять мячей за сезон забьешь?». Я молча кивнул головой и вместо Ташкента полетел в Грозный.

– И начали забивать голы, стали любимцем у чеченцев?

– О, да! Больше других мне симпатизировал народный артист СССР Махмуд Эсамбаев, о котором и при жизни говорили, как о легенде ХХ века.

– Если не ошибаюсь, Эсамбаева и не стало именно в 2000-м?

– Да, это так. Он меня даже своим сыном называл, а команду «Терек» любил до безумства.

– В Грозном вас и разыскали селекционеры «Металлурга»?

– Тренер Александр Томах и его помощник Станислав Гончаренко, к сожалению, уже покойный. Они предложили мне хорошие условия работы в Запорожье, двухкомнатную квартиру, и я согласился.

– Но ведь и в столице Чечено-Ингушетии все это у вас наверняка было?

– Решающую роль в выборе сыграли родители, с которыми я стал жить на расстоянии полсотни километров. Да и «Металлург» играл в первой лиге, а не во второй, как «Терек».

– Квартиру в Запорожье долго дожидались?

– А в те годы футболистов быстрее других жильем обеспечивали. Практически сразу мне выдали ключи от двухкомнатной квартиры на улице Грязнова, недалеко от Днепра.

– И кто у вас был первым гостем?

– Догадываюсь, вы об этом знаете. Никто иной, как Махмуд Эсамбаев, просивший всех называть его только по имени, без отчества. Он в «Юности» гастролировал, и мы с женой были первыми зрителями на концерте, сидели во втором ряду. После концерта я ушел за сцену. А там милиция. Хорошо еще, что уже успел как футболист «Металлурга» в городе чуточку примелькаться.

Словом, захожу в гримерку, а у артиста глаза на лоб, мы давай обниматься. За столом люди сидят, Махмуд к ним: «Это Серега, он за «Терек» голы каждый день клепал, теперь за вашу команду будет забивать». Оказалось, в гостях у Махмуда были люди из «белого дома». Я его в гости начал тянуть. Поехали. Жена отменный украинский борщ приготовила, коньячка выпили. После того мы больше и не встречались.

– В «Металлурге» тогда хорошая команда была?

– Сильная. Равиль Шарипов, Эдуард Тимошенко, Володя Дашкевич, Женя Шафоростов, Валера Алистаров, Игорь Гимро, Толя Чанцев – каждый из них многое умел в футболе.

– Самый памятный гол какой?

– За «Металлург» забивал редко, там все больше «свирепствовал» Рава, то есть Шарипов, от него вратарям доставалось по полной программе. А самый памятный? Наверное, за «Торпедо» в домашнем матче с «Таврией». «Горим» – 0:1, игра не клеится, хоть убей. И тут мне в центре поля мяч из-за боковой линии вбрасывают. Я голову поднял, а вратарь Белошапка свой пост покинул и форсит, глядя на всех нас. Я, недолго думая, бью – мяч птицей над вратарем ударяется в перекладину и юрк в сетку – 1:1. Так и сыграли, но Белошапка против автозаводцев больше не выходил.

У КРАВЧУНА МАШИНЫ ПРОСИЛИ ВСЕ

– Ходят едва ли не легенды о том, как тренировал «Торпедо» Евгений Лемешко.

– О, Филиппович тренер был классный, а психолог вообще сумасшедший! Заходит перед матчем в раздевалку и спрашивает: «А с кем мы сегодня играем?» Мы хором: «С Тернополем». А он: «Да вы что, смеетесь надо мной, я что – на клоуна похож? Вы этот маленький городишко не обыграете? У нас один завод больше, чем весь их город! Да вы что, ребята?!» Попробуй после этого не выиграть.

– Говорят, Комлев и у хозяина «Торпедо» – Степана Кравчуна в любимцах ходил?

– А у Иваныча все футболисты в любимчиках были. Помню, как в Красноперекопске турнир играли, чтобы стать командой мастеров 2-й лиги. Как думаете, кто среди болельщиков первым на стадион приехал? Кравчун! Сидит на трибуне один, где пять тысяч зрителей поместятся. Он первым приехал поддержать свою команду, затем на двух автобусах партийных и профсоюзных боссов еще подсуетил.

– Машину на заводе покупали?

– А кто их не покупал? Тогда ведь за «Тавриями» со всего Союза в Запорожье «наводнение» стекалось. Я как-то у «генерала» решил «Жигули» выпросить. А в приемной человек двадцать. Я бух на свободное место, а рядом огромный дядька пыхтит. Присмотрелся – ба, «Самогонщик» – Евгений Моргунов! Тоже за машиной, видать, приезжал. Как тот артист только в «Таврию» влезал? 

– А после футбола как жизнь складывалась?

– А она у меня всегда остается с футболом. Я ведь играл еще в нескольких командах, работал тренером, даже в Албании с «Динамо» из Тираны, затем переключился на мини-футбол. Был чемпионом Украины среди ветеранов в составе ЗАлКа, работал главным тренером в «Днепроспецстали», «Запорожкоксе», помогал Геннадию Лисенчуку в сборной, Владимиру Мунтяну в полтавской «Ворскле». Всякое было.

– А сейчас?

– Преподаю на кафедре физвоспитания в Классическом приватном университете. Спасибо его ректору Виктору Николаевичу Огаренко, протянувшему мне руку помощи. Знаете, мне грех жаловаться, всегда со мной были добрые и преданные футболу и спорту люди.

Владимир Вардидзев