Сегодня, по статистике, свыше 50 % детей приходят в первый класс с каким-либо речевым дефектом. Кому-то не дается произношение нескольких звуков, а кто-то никак не может довести до совершенства один-единственный. Приходится обращаться за помощью к специалистам и тратить драгоценные часы отдыха начинающего школьника на речевые упражнения.
В любом случае, наблюдать за речевым развитием нужно начинать в самом раннем возрасте. Уже к полутора годам ребенок должен иметь в словарном запасе свыше 20 слов и уметь строить простейшую фразу. Дальше – серьезнее. Считается, что правильное произношение всех звуков формируется к пяти годам. Но бывает, что частные логопеды требуются и раньше.
К примеру, трехлетний карапуз звучно произносит «р», но только совсем не по-русски, а скорее, по-французски или по-немецки. И это намного хуже полного неумения, неправильный навык быстро закрепляется, и изменить ситуацию с каждым днем труднее. Мамы бьют тревогу, а папы с олимпийским самообладанием успокаивают и вспоминают, что сами до третьего класса этот злополучный звук как следует не выговаривали. Досадно, что мамы узнают такие интересные факты о папах слишком поздно.
И вот мы смотрим, как растет наш ребенок. Сначала он смешит нас своими наивными высказываниями. Слыша выражение «кот наплакал», задумывается и спрашивает с удивлением: «А когда он плакал?» Увидев березы, интересуется, кто покрасил деревья, может отказаться от конфеты, на фантике которой нарисован кит, со словами: «Я рыбные не люблю». Потом он становится старше и уже пытается просвещать нас, делясь своими знаниями. К примеру, при виде сразу двух дорожных знаков – ограничение скорости до 40 км в час и «Осторожно, дети» – дает комментарий: «Больше 40 человек сразу не проходить».
Мальчик растет, а произношение само никак не хочет исправляться. Хорошо, если логопед есть в детском саду или повезло попасть в речевую группу. А если не получилось? Тогда – дорога в поликлинику к узкому специалисту. Доктор, конечно же, проведет обследование, поставит диагноз, даст рекомендации, а вот попасть к нему на регулярные занятия – большая проблема. Специалист один, и очередь растягивается на месяцы. Не за горами – школа, и каждая потерянная минута вызывает у нас острые муки совести.
Что делать? Заниматься нужно сегодня. Есть выход – искать по рекомендации. Работа пойдет, и появится шанс освоить неподдающиеся звуки значительно раньше, чем придет время сдавать ЕГЭ и заниматься с вашим чадом уже будут репетиторы по математике или русскому. Частные логопеды, как правило, днем работают в речевых детских садах, образовательных центрах, школах и поликлиниках, а вечером подрабатывают. Их квалификация поддержана опытом. Они умеют находить общий язык даже с самыми непослушными мальчишками. К тому же преподаватель может приходить прямо к вам домой, и маме не обязательно сидеть рядом во время занятия. Однако домашние задания необходимо выполнять неукоснительно каждый день, без этого успех дела окажется под вопросом.
Практика показывает, что дефекты дикции очень хорошо исправляются в дошкольном возрасте. Нужно только набраться терпения пережить сначала этап постановки звуков, а потом – их автоматизации в речи.