Десять лет судейства в мужском гандболе – солидный срок, особенно если ты – женщина. Тут можно, пожалуй, считать год за два. В Украине всего четырем женщинам доверено судить матчи мужского элитного дивизиона. Среди них две обаятельных запорожанки – Марина Дуплий и Елена Каверина. Как удается завоевывать авторитет, выживать в мужском мире и оставаться при этом женственными, девушки рассказали в интервью сайту «ЗА!спорт».
— Как вы стали гандбольными судьями?
Е: Раньше играла в гандбол. Потом предложили судить, для этого нужно было найти напарницу. Мы с Мариной вместе играли в «Моторе-3» вот и решили попробовать.
— Вы готовились как судьи для женских команд?
Е: Да. В основном женские пары судят женский гандбол, а мужской стараются, чтобы мужские пары судили. Но так как у нас в городе, к сожалению, нет женских команд, поэтому мы судим и мужской и женский гандбол. Но женский сейчас только на выезде.
— Помните как первый раз судили мужские команды?
Е: Первый раз мы судили турнир «Беликова-Соболевского » в ЗАСе. Было много команд из России. Такое волнение было. Но мы преодолели это. Для нас это был очень большой опыт судить такие клубы.
М: Впечатления не забываемые! Было волнительно. Очень переживали как отреагируют игроки. Как себя будут вести, увидев судей-девушек. Но сложилось все благополучно. Мы справились с волнением.
— Как реагируют мужчины на судей девушек?
Е: Конечно больше они воспринимают мужские пары, потому что считают, что женщины слабее, чем мужчины. Но мы стараемся доказывать свой опыт судейством.
М: — Сложно — не знаешь как отреагируют на твое решение. Бывают мужчины очень эмоциональные, бывают более спокойные, которые соглашаются с мнением. А некоторые бывают ростом выше, и подходят выяснять отношения.
-Часто конфликты бывают на площадке?
Е: Бывают конечно не согласны с решением. Но мы преодолеваем это.
— Употребляете женское обаяние, чтобы уладить спорные вопросы?
М: Смотря с каким игроком. Иногда обаянием пользуемся – улыбнуться, мягко объяснить, за что он получил удаление. А иногда уже жестко показываешь и удаляешь.
— Как считаете, женщины более дипломатичные, легче решают такие конфликты?
Е: Иногда и так получается. Особенно когда показываем 7 метров или 2 минуты, стараемся улыбнуться. Потому что есть такие игроки, которые спорят. А потом, правда, извиняются.
— Как считаете то, что вы девушки помогает вам в вашем деле, или наоборот усложняет поставленные задачи?
М: В чем-то усложняет. Потому что, мужчины более адекватно реагируют на судей мужчин. Ну а в чем-то плюс, потому что они мягче становятся, не такие эмоциональные.
-А кричали когда нибудь «Судью на мыло»?
Е: Да было (смеется). Это было на детских соревнованиях.
— Какой матч был для вас самым сложным?
М: Самое тяжелое это было в Македонии, когда мы судили чемпионат Европы среди девушек до 17 лет. Мы только получили европейскую категорию. Надо было собрать все силы, чтобы поработать там хорошо. Наверное, это был самый волнительный момент в нашей карьере.
— В Украине всего четыре женщины, которые судят мужские гандбольные матчи. Чувствуете себя особенными?
М: Нет. Чувствуем, что реагируют на нас по другому, потому что девушки. А так разницы нет.
— Стараетесь ли выглядеть женственно на площадке?
Е: Стараемся, хотя это сложно. Но где-то глазки подкрасить, где-то губки. А вот форма для всех пар одинаковая — для мужских и женских пар.
М: Внешний вид имеет значение. Должны быть всегда при форме, всегда аккуратные с уложенной головой. Делаем легкий макияж, чтобы более выразительно выглядеть на площадке.
— Вы вместе уже 10 лет, чувствуете себя одним целым?
Е: Конечно! Мы на друг друга смотрим и уже чувствуем, что нужно давать – «прогрессив», «семь метров». Это годы дали нам практику.
М: У нас всякие жесты, взгляды. Мы уже друг друга понимаем и по жесту и по взмаху головы и по улыбке. За 10 лет работы сроднились как один организм. Мы и подруги лучшие. Мы очень близкие и как напарники и как подруги.
— Чего хотите достичь в профессии?
Е: Хотелось бы получить категорию IHF. Два года назад мы получили европейскую категорию. Теперь хочется получить международную, чтобы судить чемпионат мира и в дальнейшем Олимпиаду.
М: Хотим получить высшую категорию, международную. Мы к этому идем, и хотим побывать на чемпионате мира!
Елена Назаренко, «ЗА!спорт»
[smart-grid captions=»false» style=»2″]
[/smart-grid]