Леонид Ключик: «Будет жива школа – будет жив и футбол в Запорожье»

Директор ДЮСШ «Металлург» ответил на вопросы запорожцев во время прямой линии

 

 

Известный в прошлом футболист запорожского «Металлурга» и, до недавнего времени, директор ДЮСШ «Металлург» Леонид Ключик провел в редакции газеты «Запорозька Січ» «прямую телефонную линию» с читателями газеты, и ответил на ряд интересующих их вопросов.

 

Владимир: — Леонид Семенович, прокомментируйте решение мэра Запорожья вывести городской спорт в отдельный Департамент и как, на ваш взгляд, это отразится на развитии футбола?

— Думаю, Владимир Буряк правильно поступил. Теперь можно будет быстрее «достучаться» во властные кабинеты. Потому что, когда был Департамент молодежи, семьи, образования и спорта, то пока дело доходило до этого самого спорта, все силы уже расходовались на решение других вопросов. Как это отразится на футболе? Не исключено, что мы увидим это уже завтра, 19 февраля, на сессии горсовета, где могут рассмотреть вопрос о создании школы как коммунального предприятия. Я понимаю, что депутаты решают и более важные проблемы, но судьба 450 детей — тоже не последний для города вопрос. Детскую футбольную школу в данный момент уже ликвидировали: у тренеров и у меня как бывшего директора — два месяца, как трудовые книжки на руках. А мы, тем не менее, не можем горожанам сказать: «Товарищи родители, детей сюда больше не приводите»! И продолжаем работать без зарплаты. Хотя и ранее была перед нами задолженность – ее погасили. За что я пожал руку президенту и бывшему руководителю клуба. Но с декабря мы нигде не трудоустроены и опять сидим без зарплат. Я-то пенсионер, мне не страшно, а вот молодым тренерам нужен трудовой стаж и чем-то надо кормить семьи. Поэтому если вскоре положительно решат по школе вопрос, то это и будет первый шаг в сторону спорта, и футбола в частности.

 

Виктор: — Какое, по вашему мнению, долевое участие в  финансировании школы должна принимать местная власть? И второй вопрос. Поскольку футбол — денежно мотивированный вид спорта, может, есть смысл ставить перед вашими звездными выпускниками условия: вышел в Высшую лигу – отчисляй определенный процент школе?

 

— Может быть, так и надо поступать, но пока я лишь обращался к нашим звездным выпускникам, чьи услуги хорошо оплачиваются, с просьбой оказать помощь в проведении турнира. Мы уже три года проводим турнир «Они ковали славу «Металлурга» только за счет этих выпускников. А это ведь и призы детям, и многое другое. А еще я собирал на эти турниры всех вместе ветеранов «Металлурга»: им одевали металлурговские шарфы, делали другие небольшие подарки, после чего приглашали их в кафе, где все вспоминали, как ковалась слава «Металлурга».

Ну, а что касается долевого участия, то с 2004 года школа СДЮШОР «Металлург» жила за счет областного бюджета, и все тренера получали там зарплату. Не исключено, что после сессии горсовета школа станет городской, но поверьте, зарплаты у тренеров будут довольно скромные — порядка 1800-1900 гривен в месяц. А все остальное: расходы на участие в соревнованиях, обеспечение детей спортивной формой и т.д. – очень дорого стоит. Четыре возрастные группы старших детей, которые играли в чемпионате Украины, в марте и августе ездили на 12-дневный сбор. Выезжали в Ильичевск и Алушту, где проводили подготовку к чемпионатам. Дети ведь должны чувствовать, что такое сборы, где возможны 2-3-разовые занятия, другое питание и вдали от пап и мам. В общем, все как в большом футболе. Поэтому трудно сказать, какое долевое участие должен принять город. Даже если он просто сохранит школу, дав ей лишь минимальное, это уже хорошо. А затем все равно нужно найти спонсора. К тому же, он тоже сможет пожинать плоды подготовки футболистов, что, собственно, и прописано в регламенте ПФЛ. Можно даже иметь прибыль, которая пойдет на развитие школы.

 

Катерина: — Моему мальчику 9 лет и он очень любит заниматься футболом. С какого возраста его лучше сдавать и какова теперь перспектива у юношеской команды «Металлурга»?

— Отдать мальчика на футбол никогда не поздно. Я и тренерам своим всегда говорю, что принимаем детей вплоть до 17 лет. Старше у нас не бывает – мы их в этом возрасте уже выпускаем, и они пополняют городские команды или команды мастеров. Сам я, можно сказать, начал серьезно заниматься футболом с 18 лет. У меня вообще не было первого тренера. До этого только на пустырях мяч гонял. А когда лучше начинать? К примеру, в СССР рекомендовалось обучать футболу с 10-12 лет. Однако сейчас во всех видах спорта идет омоложение. Может, это и правильно, не мне судить. Но и мы набираем детей с 6 лет. Самые младшие сейчас в нашей школе – это дети 2010 г.р. Если вашему больше – ничего страшного. Самое главное, чтобы у него было желание заниматься футболом. Конечно, нужны и природные качества – на все это необходимо здоровье.

 

Александр: — В советские времена запорожский футбол подпитывался тем, что проводились детские соревнования разного уровня, от заводских до Всеукраинских, к примеру, «Кожаный мяч». Видите ли вы перспективу их возвращения?

— Не думаю, что каждый завод сейчас сможет организовать подобные турниры, в которых участвовало по 5-6 команд в разных возрастных группах. Такого уже, наверное, никогда не будет. Точно так же, как не гоняют уже мяч в каждом дворе, которые заполонили теперь автомашины жильцов. Даже если для детей где-то и находится место, то их прогоняют, мол, «бьют» стекла в домах и очень шумят. А я вспоминаю свое детство — тогда дети везде и повсюду гоняли мяч, а от массовости зависит успех в любом виде спорта.

 

— Помню, как вы забивали голы за «Металлург» эффектными дальними ударами и хотелось, чтобы такие самородки все еще появлялись. Лет 10 назад пытались ввести уроки футбола в школах, как вы оценивали эту инициативу и возможно ли это сейчас?

— Я считал это положительным моментом. Единственное, что вызывало сомнения – материальная база. Школам выдали резиновые мячи с пупырышками, напоминающие баскетбольные. Они, конечно, полегче были, но если таким мячом попадали ребенку в лицо, сами понимаете, что там потом начиналось… К тому же, дети впервые столкнувшись с футболом, начинали понимать, что это не  легкий вид спорта, здесь нужно бегать и выкладываться на все сто. Я, к примеру, когда был школьником, то нам вообще запрещали в спортзале играть в футбол, мол, так оббиваются стены, бьются стекла и т.д. А тут детям открыли глаза, что есть такой вид спорта, где тоже можно чего-то добиться. К тому же футбол очень популярен во всем мире, а игроки национальной сборной, в случае удачного выступления, становятся, чуть ли не героями. Дети, конечно же, задумываются: «А почему мы так не можем»? Но главное, чтобы они тянулись к спорту – это основная задача общества.

 

Корр: — Леонид Семенович, у вас сейчас обучается футболу 450 детей. Сколько из них в процентном соотношении попадают затем в команды мастеров?

— С 2000 года наши воспитанники уже стали подписывать контракты с профессиональными клубами. Первый такой выпуск у меня состоял из ребят 1983 года рождения: Богуш, Мусонда, Годин, Гришин… В общем, человек пять тогда, из класса численностью 25 человек, подписали контракты. Выходит, 20% наших выпускников попадают в большой футбол. А в этом году случилось так, что наши воспитанники стали чемпионами в Детской футбольной лиге Украины, произошел распад клуба «Металлург», и было подписано аж 16 контрактов. Практически, разобрали весь класс. Вы посмотрите, кто в последнее время играл за основной состав запорожского «Металлурга»? 17-летние пацаны. Мой сын играл и это без какого-либо опыта борьбы со взрослыми мужиками, которые давно играют в профессиональный футбол – это просто цирк.

 

— Семеныч, вы не оговорились. Может, внук?

— Нет, внуки у меня постарше, а это сын (смеется – Леониду Семеновичу скоро 66 лет – авт.). Так вот, эти пацаны даже не хотели ехать в Киев на очередную игру. Я пришел к Анатолию Чанцеву (главный тренер «Металлурга» — авт.) и говорю: «Толя, дай мне пообщаться с ребятами. Надо ведь доиграть круг, чтобы им заплатили зарплату». Говорю им: «Вы еще молодые, и никто не ждет от вас победы. Но выйдите на поле, сцепите зубы, упритесь и покажите, на что способны». Их разбили, конечно, но все равно, кое-кто «зубы показал».

 

— Ну и успели «понюхать пороха»…

— Может, у многих из них это был единственный шанс выйти против киевского «Динамо». Думаю, что так «закаляется сталь». Конечно, для молодых футболистов должен быть переходной период: вначале U-19, потом U-21, а потом кого-то начинают привлекать на тренировки с основным составом, а там глядишь, выпустят на поле на 5, 10 минут на игру чемпионата. А если еще и гол забил, смотришь, могут со старта поставить на следующую игру. Вот именно так должен расти футболист, набираться опыта. А у нас, к сожалению, это прокрутилось значительно быстрее.

 

— Каковы перспективы развития запорожского футбола в связи со сложившейся ситуацией с клубом и школой?

— Премьер-лига, считай, от нас уже ушла, поскольку нет хозяина, который бы взялся содержать клуб такого уровня. Отсюда не будет и молодежного состава, U-19 тоже уже не успеют собрать – вот мы и развалились. Сезон в высшем дивизионе доиграют без нас, а «Металлургу» в турнирной таблице будут ставить технические поражения (0:3). Но даже и после этого не стоит вешать нос — есть у нас еще любители футбола, есть варианты выхода из этой ситуации и работает школа, которая будет давать городу молодых футболистов. А будет жива школа – будет жив и футбол в Запорожье. Можно создать и народную команду, начать выступать во Второй лиге. Вот, к примеру, как «Россо-Неро» заявилось сейчас во Вторую лигу – выходит, нашлись люди, которым не безразличен футбол.

Знаете, мне стыдно будет, если я вдруг уйду, и «умрет» школа. Выходит, я не продолжил путь знаменитых инициаторов нашего футбольного движения: Олейника, Зозули, Малкина, Тищенко, Кима Павлова, Пономарева… Этих великих для Запорожья людей я видел лично, здоровался с ними за руку, общался с ними, слышал от них похвалу за школу, которой руковожу уже 16 лет. Я когда-нибудь уйду, но школа пусть живет.

 

Елена Маковецкая: — У нас есть коммерческий футбол, где 22 миллионера бегают под присмотром одного миллиардера, но нам нужен не такой футбол, а чтобы в каждой школе дети хотя бы 2-3 часа в день под присмотром тренеров-волонтеров занимались футболом, направленным на оздоровление, а не коммерцию. Потому что футбол у нас уже давно стал соревнованием «химиков», а детям нужна просто физкультура.

 

— Честно сказать, я сам из этой физкультуры и вышел. И как бывший директор ДЮСШ «Металлург», неоднократно напрашивался с футболом к директорам общеобразовательных школ и присылал к ним своего тренера. Способные к футболу дети затем попадали к нам в школу. Но сейчас директорам школы запрещают это делать, видя в этом какую-то коммерцию. Но я на вашей стороне, пусть в каждом дворе, в каждой школе будет площадка, где детям можно играть в футбол.

 

Виктория: — Хочу отдать сына в секцию футбола. Сколько это будет стоить?

— Мне сложно сейчас ответить на этот вопрос, так как школа в данный момент стоит на перепутье, а я официально не являюсь ее директором. Детскую школу ликвидировали, но я и коллектив тренеров против этого – мы не можем просто так взять и закрыть школу. Пока она была частной, дети с 6 до 13 лет платили за обучение денежки: 100, потом 150 гривен в месяц, сейчас вот, последние два года по 350 гривен, и для меня это было кошмаром, потому что очень много способных, талантливых, одаренных в футболе детей не могли заплатить эту сумму. Но не исключено, что в следующую пятницу сессия горсовета примет решение о создании городской бюджетной школы ДЮШ «Металлург-Запорожье», где смогут уже заниматься все дети, невзирая на толщину кошелька их родителей.

 

Корр: — Надеемся, депутаты горсовета прочтут перед сессией свою газету, услышат ваши просьбы и не останутся безучастны к судьбе 450 детей.

— На это мы во многом и рассчитываем. А вам огромное спасибо за поддержку.

 

Юрий ХАРЧЕНКО