Интервью с ветераном запорожского «Металлурга»
Первый президент запорожского «Металлурга» Геннадий Жиздик – земля ему пухом! – футболистов любил по-отцовски. В большей степени молодых, перспективных. Но и о ветеранах не забывал. В клубе тогда, в 90-е годы, создали подразделение для работы с ветеранами. Для них выделяли деньги и команда «дедушек» периодически ездила на турниры по Украине и, как теперь оказалось, даже за рубеж – в Кишинев, Минск.
Сейчас руководство областной федерации футбола, футбольного клуба «Металлург» и одноименной школы предпринимает попытку реанимировать работу с теми, кому за 35. Доверили это двум бывшим «металлурговцам» – Леониду Ключику, сыгравшему за родной клуб рекордное количество официальных матчей – 359, и Анатолию Василеге, чей послужной список скромнее. Но тут – как в песне Вахтанга Кикабидзе «Мои года – мое богатство». Совсем недавно Анатолий Саввич отметил 70-летие. Именно его запорожцы и выбрали старшим тренером команды «Ветеран».
– Пока мы сыграли только один товарищеский матч. На автозаводском стадионе при многочисленных зрителях уступили сборной ветеранов Бердянска – 2:3. Конечно, поражение не входило в наши планы. Важно другое – мы встретились, пообщались.
– Один раз встретились?
– Зачем же, теперь каждый вторник и четверг ветераны собираются в футбольной школе «Металлург», где созданы великолепные условия для тренировок. А то ведь как раньше было? Встречались чаще всего в горе, когда кого-то провожали в последний путь. Вот недавно друга моего Витю Стрижака похоронили.
– Анатолий Саввич, вы шагнули в восьмой десяток, а сколько в нашем городе аксакалов?
– Для аксакалов нужен горный воздух, чистейшая вода, свежее мясо с вином. Что из названного набора есть у нас?
– И все же…
– По пальцам рук всех пересчитаю. Начну с двух фронтовиков – с Александра Фитаева, бывшего вратаря «Металлурга», выигравшего в свое время Кубок Украины, и Петра Тищенко, которые в паре с Виктором Лукашенко привели нашу команду в 1970 году к золотым медалям чемпионов Украины. Ну, а дальше мое поколение – Василий Аниканов, Владимир Кочегаров, Виталий Щеголихин, Григорий Вуль, Василий Гургач, Юрий Розенко, Виктор Высочин. Кажется, все.
– В вашем возрасте людям, гонявшим полжизни в футбол, наверное, тяжело сидеть дома, ничего не делая?
– А кто вам сказал, что я ничего не делаю?! Поверьте, в любом возрасте человек для себя дело найдет.
Утром чаще всего хожу на рынок, даже если этого и не требует домашний холодильник. Вечером переключаюсь на футбол, благо, его сейчас по многим телеканалам показывают. А уж если «Металлург» играет дома, тут и вовсе себе командую: «В ружье!». Недавно с супругой Натальей, дочерью и внуком отдыхал на Азовском море.
– Сколько лет вы играли в «Металлурге»?
– Четыре года: 56-57-й, 63-64-й.
– А еще в какие клубы Василегу судьба забрасывала?
– Играл за «СКВО-Одессу» – в 1959 году даже чемпионом Вооруженных Сил СССР стал, в Желтых Водах – в «Авангарде», в никопольском «Трубнике».
– В этих самых Желтых Водах в урановый рудник часом на экскурсию не спускались?
– Там же пропускной режим был неимоверный. О существовании рудников многие люди и не догадывались. Кто знал, верил всяким небылицам, типа, что там, на глубине в земле, зэки-смертники работали. Однажды очень любивший меня фан предложил: «Толя, я в шахте работаю бригадиром, могу организовать тебе туда прогулку». Я его спрашиваю: «А глубина какая?». Когда услышал, что более километра – тут же отказался, говорю: «У меня завтра игра, а вдруг не вернусь, вдруг лифт застрянет, не поеду».
– Наверное, и квартира в этом городе была, а может, и осталась?
– Была, но я ее сдал, как только пригласили в «Металлург». Меня в Запорожье новая квартира ждала. Даже мебель (смеется): стол и стул в Доме культуры «Металлург» для меня держали.
– Нынешних футболистов с ног до головы одевают, а как было в ваши времена?
– Майку, трусы, обувь – бутсы – выдавали. Но видела бы нынешняя молодежь эти бутсы! Я их называл «танк-34» – носы, словно из металла, хоть стреляй. Мы их, естественно, перешивали, перетягивали, как могли. У нас в «Металлурге» был сапожник Иван Кононович. Да тогда в каждой команде свой сапожник был.
– Это вы у Кононовича научились мячи ремонтировать?
– Вы и это знаете? Да, у него этому хитрому делу научился, попробуй, зашей мяч или замени часть его, чтобы и нитки не выглядывали, и камеру внутри мяча не проколоть. Это ведь сегодня мячи в огромном количестве выпускаются, причем и бескамерные, а раньше их частенько латать приходилось.
– Что-то из футбольных трофеев храните?
– Бронзовую медаль, завоеванную в классе «Б» в составе «Трубника». Когда это было – и не вспомню.
– Тяжело «завязывали» с футболом?
– В тридцать два года в Никополе. Почувствовал, что ногам стало тяжело бегать, решил – хватит. Правда, Владимир Емец, тогдашний тренер, который умер в Кишиневе на тренерской скамье во время матча команды «Нистру», уговаривал: «Толя, пару лет еще можешь поиграть, помочь мне». Я в ответ – не поиграть, а попылить могу, но не хочу. И ушел…