«Металлург» Запорожье. Чтобы помнили

 Блог Владимира Мыленко 

 

 

 

 

 

Вот теперь уж точно всё. Канули в Лету все надежды болельщиков… Хотя жива еще одна — на расширение высшей лиги. Не дай Бог. Зачем нам этот "Металлург"…

Нет, это не из нонешнего времени. Это цитата из "Футбол"ьного отчета моего кума Володьки Пояснюка о матче 30-го тура "Металлург" — "Таврия", сезон 2002/03. Но почему-то очень точно передает сегодняшнее настроение, после домашнего разгрома в дерби. Кстати, первого домашнего за всю историю украинских чемпионатов. "Металлург" когда-то выигрывал у "Днепра" на "Метеоре" с крупным счетом. "Днепр" в Запорожье — никогда. До 1 октября 2010-го.

А давайте просто вспомним все, что было в нашей жизни, той жизни, которая прошла совместно с этой командой. У каждого ведь наверняка есть какие-то яркие воспоминания — приятные или не очень, но яркие и запоминающиеся. Давайте каждый из нас скажет про себя — я помню

Я помню, как впервые заинтересовался "Металлургом". Это было в сезоне 1994/95, а я еще заканчивал школу в далеком селе. С детства интересуясь цифрами и, как следствие, футбольной статистикой, я придумал себе "альтернативный чемпионат". Если интересно, рассказываю. Берутся все матчи одного тура, из них выбираются три наиболее результативных победы, с наибольшей разницей мячей. Образуется некий пьедестал — первому месту 3 балла, второму 2, третьему 1. (В случае, если разность мячей одинакова, выше оказывается тот, кто забил больше. Если и счет одинаков, то преимущество у выездной победы. Если же одинаково все, то выше оказывается тот, кто обыграл команду, занявшую более высокое место в предыдущем чемпионате) И ведется своеобразная табличка первенства. И вот в том сезоне "Металлург" дважды подряд оказывался первым в туре. То были две крупные победы над двумя "Нивами" — дома 4:0 с Винницей и 6:1 в Тернополе. А команда тогда называлась "Металлург-Виктор".

Я помню старый ЦС "Металлург", куда я впервые попал во втором круге сезона 95/96. Возможно, первым стал матч с "Динамо", тот самый, проигранный Леоненко и Шевченко со счетом 0:2. А еще помню забитые трибуны (кроме уже тогда пустующей Западной), я всегда сидел на самом верху по центру Восточной, а справа над аркой размещался фанатский сектор. "Ураган" — тогда я впервые узнал это название. А еще на стадионе тогда, как мне кажется, была другая публика. Наверное, не лучше, чем сейчас, но какая-то другая.

Я помню, как "Металлург" впервые выиграл у "Динамо". Второй тур сезона 1996/97, 2:1 на выезде. Пенальти Саши Бабия по сей день остается самым, наверное, удивительным эпизодом, который я видел — в Киеве, при ничейном счете, за семь минут до конца матча. Фантастика. А тогда это было воспринято мною как само собой разумеющееся — мы же все-таки пятыми стали в чемпионате, да и не так давно вообще ни разу в чемпионате не проиграли. Воодушевленный таким успехом, я пришел на следующий домашний матч часа за полтора. (И по сей день люблю приходить очень рано — посмотреть на пустой стадион, на разминку, на постепенно наполняющиеся трибуны) Уверенность в победе лилась из ушей — как же, "Кривбасс", 14-е место. Матч закончился 1:1, "Металлург" еще и отыгрывался.

Я помню полуфинал Кубка Украины с "Днепром". Этот матч, наверное, будет для меня самым захватывающим. После четвертьфинала с "Карпатами", когда мы по морозу обыграли их 3:0, казалось, что и днепряне нам по силам. 0:3 в гостях — практически катастрофа. Но дома мы забили два, чуть не пропустили (чудом спаслись), могли забить. Не судьба. Любопытно, что дорожку тогда перешел Грозный — с которым мы позже все-таки преодолели полуфинальный барьер.

Я помню легендарную ничью 0:0 с "Динамо". Момент, когда Валик Полтавец (наиболее любимый игрок за всю мою полуторадесятилетнюю память) не попал в фактически пустые ворота — самый драматический, да наверное и трагический. Все 17 или сколько там было тысяч (по традиции, при аншлаге писали именно эту цифирь) уже вскочили в готовности праздновать гол, но…

Я помню 8:1 с "Таврией". Как пижон Крипак не забил пенальти и сам же исправился. Как Валик сделал хет-трик. Как на перерыв команды уходили при счете 5:0 в нашу пользу. Как Николай Павлов покинул тренерскую скамейку после очередного гола в ворота его команды. Как после матча в трамвае (они еще ходили по проспекту мимо стадиона) кто-
то спросил — как там наши сыграли — и офигел, и от счета, и от взрыва болельщицких эмоций.

Я помню гол Димы Колодина — это нечто невероятное, ставшее очевидным. Этот удар с приличной дистанции (сейчас конечно не скажу, сколько было метров до ворот, но точно за 20) в ворота тернопольской Нивы не ждал никто в мире. Возможно, и сам Дима — высокий, нескладный, у которого ну никак не получалось вписаться в слаженный коллектив Томаха — был в шоке от того, что попал. Мы собирались на футбол с другом (Серега, помнишь?), но он почему-то опоздал, и после игры я взахлеб рассказывал ему о том, что "ты представляешь, Колодин забил!".

Я помню разбитую бутылку пива "Чумацкое" на стадионе "Торпедо" перед дерби. Да-да, когда-то вполне можно было проносить на стадионы стеклянную тару, никто за это не гонял (позже мы пили на стадионе АвтоЗАЗ даже вино), и никто ничего не бросал. Разумеется, я ходил и на "Торпедо", хоть "Металлург" все-таки был ближе к сердцу — наверное, потому, что первым я увидел именно команду в зеленых футболках (было и такое). Только однажды, когда под проливным дождем в Запорожье игрались сразу два матча вышки, я изменил "Металлу" и пошел на "Торпедо" — но при это мотивы моего поступка были совершенно металлургическими. Ведь на "Торпедо" приехала "Ворскла", в составе которой доигрывала легенда "Урагана", о которой до того момента я только лишь слышал от старших товарищей. Иван Шарий.

Я помню, как уходили все те, кто олицетворял родную для меня команду Томаха. Как все закончилось вылетом в первую лигу (первые, "днепропетровские" еврокубки прошли мимо меня — работа не позволила поехать в Днепропетровск, да и не воспринималось оно как что-то свое, на чужом-то стадионе). И помню, что на воротах стадиона ЗАО ЗАЗ, где тогда обитал "Металлург", кто-то из болельщиков вывел цитату из материала моего будущего кума — возможно, даже и ту, которую вы прочитали в самом начале. Тогда я искренне негодовал снятию с чемпионата "Александрии". Нам не нужна была такая подачка, "заработанная" проклятым чемоданом денег.

Я помню те толпы разномастных бразильцев и прочих легионеров, которые заняли места родных Полтавца, Лучкевича, Маркина, Крипака, Ключика. Сейчас уже всех и не упомню, но единственный из иностранцев, по которому остались теплые воспоминания — Споменко Бошняк. А все эти Вашингтоны, Матеусы Бьяншими Хансены, Родриго Толедо…

Я помню 2:2 с "Динамо" и гол дебютанта Димы Невмываки. Тогда я еще не был журналистом, поэтому сидел не в ложе прессы стадиона "Торпедо", а с противоположной, солнечной стороны — поэтому и жмурился почти весь матч. Но тот удар головой в сетку хорошо запомнил. Это было уже после "компьютерного" гола, поэтому каждый матч с "Динамо" превращался во что-то большее, чем просто футбольный поединок.

Я помню и 3:6 с "Харьковом" на том же стадионе. Хет-трик Юры Целых, совершеннейшее бессилие наших, последовавший уход Яремченко и приход Грозного. Наверное, именно с этого человека и началось то, что дает сегодня такие негативные плоды. Я тогда еще не понимал, что означает для клуба приход такого тренера и последовавший за ним трансферный бум. Прозрение пришло позже — а до того не хотелось верить ироничному Пояснюку, который, уже работая в Киеве в "Команде", знал и понимал куда больше меня.

Я помню финал Кубка Украины — главный для матч "Металлурга". Прекрасно понимая, что с "Динамо" нам не тягаться, все равно верилось в то, что мы сможем, что мы сумеем. Перед финалом я даже купил себе и Вовке футболки "Металлурга". Не помогло. А потом был поиск в ночи станции "Киев-Московский" и грустно-холодная дорога домой.

Я помню домашний матч с "Панатинаикосом". Тогда тоже верилось в то, что мы сможем — ведь на выезде отстояли ничью. Годин, Силюк — последние герои "Металлурга". Те, кто пришел вслед за ними, не успели стать таковыми. Времена уже были другие. Степаненко, Кривцов, Коваль — хорошие игроки, но не герои.

Я помню, как впервые услышал о том, кто на самом деле тренирует команду. В это отчаянно не верилось — как, зачем? Но все эти "молодые и перспективные" тренеры, часто из структуры клуба, посему и блуждающие туда-сюда, только подчеркивали и подтверждали своим наличием — да, это так. После того, как в "телефонное право" уже верилось всерьез, в сердце исчезло что-то такое, что было раньше.

Я помню, как мы к
огда-то, еще на старом "Металлурге" обыграли "Черноморец" — одного из самых неприятных соперников. Одесситы тогда валились в первую лигу, и мы наконец-то смогли их одолеть. А я еще что-то орал с трибуны в адрес Тимерлана Гусейнова. Домашняя победа над "Черноморцем". Последняя на эту минуту в чемпионатах Украины. "Металлург" не играл с моряками в первой лиге 23 года, с 1987-го. Этого я конечно не помню. Доведется ли увидеть своими глазами?

P.S. А еще я помню вот этого футболиста. В безвременье между томаховско-викторовским периодом и запорожской (не только по форме, но и по сути) командой последних лет именно он олицетворял запорожское в запорожской команде.

 

 

 

 

Блог Владимира Мыленко