Интервью с известным запорожским тренером по греко-римской борьбе
Конечно же, в новогоднем опросе журналистов на звание лучшего тренера области у Евгения Черткова соперников было достаточно. Но уходящий год стал особо урожайным для запорожской школы греко-римской борьбы, которую не один десяток лет возглавляет наш лауреат. Судите сами, серебряным призером чемпионата мира стал Армен Варданян, мировую «молодежку» выиграл Игорь Дидык, а Константин Балицкий завоевал на этих стартах серебряную медаль. Список победителей из запорожской Школы высшего спортивного мастерства можно продолжить. А буквально на днях, 26 декабря, в кругу многочисленных друзей он отметил 50-летний юбилей тренерской деятельности, которая от звонка до звонка прошла в родном городе.
— Знаете, человек словно дерево обрастает могучими корнями на одном месте. Вот и я свою маленькую родину – Запорожье ни на какой другой уголок мира не променяю, – рассказывает «Панораме» Евгений Чертков.
— Вы в детстве каким мальчишкой были?
— Озорным – точно, хотя нас у матери четверо было, жили бедно. Среди моих тогдашних увлечений отмечу сбор птичьих яиц, у меня целая коллекция на стене висела. Со временем это варварское занятие переросло в любовь к животным. В моем доме на Правом берегу сейчас четыре овчарки, кот, рыбки разные в аквариуме, но главное – птицы – щеглы, канарейки, амадины, голуби.
Что еще из детской памяти? Помню, как мама нас закрывала своим телом при бомбежке Запорожья немцами. Мы жили рядом с ледником, там я наливал два чайника воды, бросал лед и носил воду к эшелонам с солдатами. Однажды за эту работу даже красную 30-рублевку принес в дом, мама плакала. Чтобы выжить, кусочки жмыха под подушку прятали, но утром его не находили. Мыши тоже есть хотели. После 6 классов меня призвали в армию, где я стал мастером спорта по борьбе, закончил еще один класс. Вернувшись домой, продолжил учебу, поступил в техникум. Затем в институт, словом, пошло-поехало.
— Евгений Александрович, в среде ваших воспитанников более сотни борцов стали мастерами спорта, более десятка получили «международника», а двое даже до заслуженных мастеров спорта выросли. Каким учеником особо гордитесь?
— Всеми горжусь, они стали достойными людьми своей страны. Но знаете, о человеке можно судить по его личным качествам, а можно и по спортивным результатам. Так вот, у меня нет дороже воспитанника, чем Миша Шлайфер, который возглавляет оружейный магазин «Диана». Он мне как сын.
В то же время всем известно имя Гены Ермилова, двукратного чемпиона мира по классической борьбе. Я пригласил его к себе из России, и в 1981-м и на следующий год он взошел на мировой Олимп. А затем, поймав «звезду», уехал в Ростов. На прощание я сказал ему: «Решил уезжать – давай, но без меня ты спортивную вершину больше не покоришь». Так и случилось. А насчет того, кем я горжусь, так здесь и Саша Хвощ, и Вюгар Рагимов, и Болат Абдуллаев, и другие ребята, успевшие не единожды побеждать на международных турнирах.
— Это не секрет, что вы обеспеченный человек, помогаете ребятам.
— И не делаю из этого никакого секрета. Ежемесячно моим борцам выделяю 30 тысяч гривен. Они эти деньги получают в один день – две, три или четыре тысячи, кто сколько заслужил. Понятное дело, одному мне потянуть такую сумму было бы нереально. Я благодарен за всяческую поддержку облспортуправлению, «Индустриалбанку». Одному из руководителей этого банка Артуру Тазахановичу Абдинову я как-то сказал: «Все денежки до копеечки мы отработаем». И слово свое держим, даже сосчитать трудно, сколько наши воспитанники для родного города наград завоевали.
— Вы тяжело перенесли распад СССР?
— И не спрашивай, не сыпь мне соль на рану, как в популярной песне Добрынина поется. У нас была объединенная сборная команда СССР по борьбе. Пришлось ее рвать по живому. Да что борцы, страну огромнейшую, дружную, многонациональную уничтожили.
— Из последней дальней поездки когда возвратились?
— В начале декабря мы летали в Израиль, где проводился Международный турнир памяти погибших от расстрела в Мюнхене в 1972 году израильских олимпийцев. Запорожцы победили в четырех весовых категориях, еще в двух завоевали серебряные награды.
— Как Чертков отдыхает?
— В этом году из сорока дней отпуска отдыхал ч
етверо суток. Я не мыслю себя без активной жизни, без друзей, без ребят на борцовском ковре. Да, у меня есть охотничье ружье, пистолет с резиновыми пулями, но я ни разу не взводил курок. Иногда с женой езжу попить водичку в Моршин, можем слетать и в Египет.
— Какое блюдо непременно будет на вашем новогоднем столе?
— Новый год мой самый любимый праздник и к нему мы с Верой Николаевной подготовимся загодя. Учтем вкусы детей, пяти внуков, которые придут к нам в гости. Семьдесят третий год своей жизни постараюсь встретить хорошо, весело. Нарядим елку, которая растет в нашем дворе, словом, все будет как у людей.
— Землякам чего пожелаете в новогоднюю ночь?
— Сейчас невероятно много политики – в газетах, на телеэкранах, она порядком людям надоела. Хотелось бы, чтобы чиновники всех рангов к простым людям относились благосклоннее и радушнее. Знаю нового мэра Запорожья Александра Сина и его команду как порядочных людей. Хочу им дать наставление – обратите чуть больше внимания на непростую жизнь горожан, на спорт. Не секрет, он теряет свои высоты в Украине и, чего греха таить, и в нашем городе.
ДОСЬЕ «ПАНОРАМЫ»
Евгений Александрович Чертков. Родился 24 октября 1938 года в Запорожье. Мастер спорта. Заслуженный работник физической культуры и спорта Украины, заслуженный тренер Украины и СССР. Председатель тренерского совета сборной олимпийской команды по греко-римской борьбе. В 2010 году награжден золотым орденом FILA.
Владимир Вардидзев, Индустриальное Запорожье