Людмила Ратнер: «После афинской бронзы меня распирала гордость за Леонида»

 Интервью с супругой легендарного гандбольного тренера

 

 

 

 

 

Имя Леонида Ратнера, украинского специалиста гандбола, известно всему спортивному миру. Даже одни только бронзовые медали Олимпиады-2004 возвеличили нашего земляка. А до этого им же взращенная сборная страны, сначала юниорская, затем и молодежная, пять раз была призером чемпионатов мира.

На финише прошлого года в «Юности» Леонид Ратнер в компании друзей отметил свое 72-летие. «Генералом» за праздничным столом была Людмила Ивановна Ратнер, хранительница домашнего очага на протяжении 44 лет их совместной жизни.

– Людмила Ивановна, ваш супруг не однажды заявлял, что его жизнь прошла в компании молоденьких девочек.

– Да, это так, он ведь воспитал не один десяток прекрасных гандболисток. Да и я познакомилась с ним в 15 лет. В тот раз на стадионе автозавода мы соревновались в легкой атлетике, школа на школу. Ратнер подошел и предложил заниматься гандболом. Я согласилась, хотя слова «гандбол» до этого и не слышала. Позже стала замечать со стороны тренера какое-то особое ко мне отношение.

– И что же?

– Когда мы стали мужем и женой, а это произошло спустя пять лет, он признался, что, назначая мне первое свидание, совершил самый смелый в своей жизни поступок. К тому времени я уже играла в его команде и тайком от девочек бегала на свидания. Он дожидался встречи со мной чаще всего где-то за углом, от сторонних глаз. Но мы-то жили в одном районе, и скоро тайное для девчонок стало явным. Наша команда на какое-то время даже распалась. Подружки игнорировали меня на площадке, словно я была из команды соперниц.

– И сколько так продолжалось?

– Недолго, девочки решили – раз Ратнер выбрал меня, так тому и быть.

– Сейчас у вас большая семья?

– У нас женатый сын Анатолий, он бизнесмен и немного помогает отцу в финансировании его команды «Запорожье-ЗГИА». Невестка Наташа работает в магазине менеджером.

– Знаю, вы гордитесь внучками.

– О, да! Младшей Юле 10 лет, она отличница в школе и занимается гандболом в ДЮСШ-3, у бывшей воспитанницы Ратнера. Старшая внучка – студентка ЗНУ, хочет посвятить себя журналистике, Алене это очень нравится. Кроме этого она участвовала в конкурсах «Мисс Университет» и «Мисс Запорожье», сейчас является лицом Запорожского швейного объединения «Селена», которое вручало внучке сертификат на 1000 гривен. В мае Алена станет участницей международного конкурса «Хрустальная корона», который пройдет в Турции.

– С супругом, наверное, и на квартирах пришлось пожить?

– Нет, Бог миловал. Когда познакомились, он жил на Гагарина, в 3-комнатной квартире с родителями, замужней сестрой и их ребенком. В 1965 году, поженившись, мы переехали на Космос в однокомнатную кооперативную. Затем, спустя 17 лет, когда Ратнер работал с командой Запорожского индустриального института и выступал в чемпионате СССР, ему дали 2-комнатную на Грязнова, недалеко от Днепра, где мы с ним сейчас и живем.

– Леонид Анатольевич всю жизнь тренировал, а чем занимались вы?

– Работала, сначала на фирме «Одежда», затем в областном управлении торговли, а последние 16 лет, до выхода на пенсию, в исполкоме, под руководством Ольги Касьян, ныне возглавляющей Орджоникидзевскую райадминистрацию.

– В понедельник (на 8 марта, — ред.) супруг подарит вам цветы?

– Конечно, он делает это каждый год. В нашей семье слабый пол преобладает, так что ему и сыну придется раскошелиться. Но если бы только это, у Леонида команда уже три месяца зарплату не получает. Сейчас он всецело занят добыванием этих денег.

– Какой подарок мужа для вас был самым памятным?

– Бронзовая олимпийская медаль Афин. Банально звучит, но это действительно так. Меня гордость распирала за сделанное Леонидом для украинского спорта. Когда его утверждали на должность главного тренера женской сборной, он верил, что завоюет олимпийскую лицензию, но о медалях и речи не было. И лишь перед самым отъездом в Грецию муж мне сказал: «Сердцем чувствую, мы можем «выстрелить», если девочки соберутся, и моих сил хватит им помочь». Как в воду глядел.

– Вы ту памятную игру с француженками смотрели?

– А как вы думаете? Смотрела сквозь слезы, особенно ту, решающую, со сборной Франции, победитель которой поднимался на олимпийский пьедестал. Удаление мужа с тренерской скамьи по ходу матча до сих пор перед глазами стоит. Хотя, зная в взрыве эмоций мужа, наша семья почти была уверена, что до конца матча он на тренерской скамье не досидит. Так и случилось.

Ратнер несколько раз высказывал словацким арбитрам свои претензии, за что и увидел перед глазами красную карточку. Но именно это удаление еще больше сплотило наших девочек, да и судейство стало нормальным, и в невероятном противостоянии украинки победили – 21:18.

– Спасибо за беседу.

 Вардидзев Владимир, "Индустриальное Запорожье"