На Евро-2020 сборная Украины,основу которой составили игроки запорожских клубов, завершила турнир на 19-м месте среди 24 команд. Оценить данный заплыв мы попросили одного из лидеров нашего коллектива – Владислава Остроушко (выступал за запорожские клубы «ZTR» и «Мотор» — 2007-2014 г.г.).
Опытный полусредний к континентальному первенству подошел в статусе лучшего бомбардира Лиги чемпионов (после 10 игровых дней), а в матче с Австрией вывел нашу сборную в качестве капитана.
Журналист XSPORT.ua Игорь Грачев дозвонился Владиславу Остроушко в Северную Македонию после его возвращения из лагеря национальной сборной. И предупреждает, уровень откровенности интервью – капитанский.
Влад, какое послевкусие от Евро?
Неоднозначное. Могли достичь большего, но не получилось.
Без откровенного разочарования после трех поражений?
Исходя из тех условий, в котором находится наш гандбол, то, пожалуй, продемонстрировали свой максимум. Мы собрались за счет собственного энтузиазма, пытаясь коллективно доказать, что в нашей стране есть гандбол.
Удалось?
Только отчасти. До начала Евро-2020 зарубежные специалисты в один голос ставили нас в ряд явных аутсайдеров. Прочили нам последнее место. Я с таким прогнозом не соглашался, говоря, что нам по силам обыгрывать всех соперников в группе. Практика не показала обратного. Нам не хватило самой малости в каждом из трех матчей.
Для тебя принципиальная разница – 19-е место или 24-е?
Конечно. Посмотри на итоговую классификацию – за нашей спиной оказались: Россия (22-я), Польша (21-я), Сербия (20-я)! Все перечисленные сборные и те, кто оказался выше, уделяют внимание гандболу. Готовятся целенаправленно к отдельному циклу. У нас же… (вздыхает).
Мы никогда так отчетливо не видели путь к олимпийской квалификации.
Думаешь, почему мы так сильно расстроились? Этим можно объяснить смазанные концовки. Давление и желание сыграть до верного – сыграло злую шутку. Самое обидное – все получается, вот-вот должны набирать очки, а в итоге какие-то мелочи все сводят на нет.
Какую смысловую нагрузку несло присутствие в украинской делегации на Евро-2020 президента ФГУ Андрея Мельника?
Не знаю даже. Лично с президентом не общался. Он выступал с речью перед всей командой.
Вы имели возможность получать ответы на возникающие вопросы.
В общем-то, да. Одним из них стал вопрос суточных. Они стали меньше тех, что были десять лет назад.
Меньше 30 евро?
Меньше – 11 евро. Логично, что мы поинтересовались, почему? Однако наш вопрос восприняли словно обвинение. Тем не менее, нам ответили – изменился закон.
Правда, что президент ФГУ пообещал вам премию во время Евро-2020?
Да, за выход на Олимпиаду. Сказал, что заплатит из своего кармана.
И какой эффект это возымело на команду?
После прошлой невыданной премии говорить о новой – вряд ли назову эффект взрывным. Ну а чтобы отобраться на Олимпиаду, надо сначала попасть в район топ-6 Евро-2020, а затем пройти олимпийскую предквалификацию в апреле. Давайте будем реалистами – для такого результата нужна титаническая подготовка.Мы общаемся с ребятами из Беларуси – следим за их подготовкой, отношением к ним. И видим белорусов не только на очередном топ-турнире, но уже в топ-12 команд Европы. Или сравним условия с условиями россиян, которые финишировали за нами. Ставка игрока сборной России примерно $1 000, их труд оплачивается. Поговаривают, что за выход в финальную часть Евро все получили по – $6 000. Насколько я знаю, у нас только один игрок стоит на полставки в Министерстве, и никто не претендует на безотложное появление высоких зарплат. К слову, за все время выступления в сборной Украины я стоял на ставке лишь полгода. Зато часто слышу: «Ты же зарабатываешь в клубе, ты что не можешь сборной помочь?». Все остальное время защищал и защищаю честь страны за счет личной мотивации с риском лишиться работы на клубном уровне. Тем неприятней читать высказывание генерального секретаря ФГУ Александра Гладуна, находившегося с нами рядом во время Евро-2020, о том, что игроки сборной думали о личных интересах и личной выгоде. Неважно, кому оно адресовано – опытным исполнителям или молодежи. Считаю, подобное – элементарным неуважением.
Не боишься, что к тебе могут применить санкции?
Что – не вызовут в сборную? Я через это уже проходил. Если молчать – ничего к лучшему не изменить.
Я слышал, что президент ФГУ Андрей Мельник во время ОЧЕ-2020 на тему бонусов разговаривал не с тренером и не с командой, а с вице-капитаном – Сергеем Онуфриенко.
Так и есть. Их нам пообещали за выход на Евро, когда мы туда еще не попали. То есть по ходу отборочного цикла. Мы же не дергали никого за рукав, мол, без премии не поедем на отбор. В итоге – со скрипом протиснулись в последний вагон чемпионата Европы. И вышел худший сценарий – пообещали и не выполнили.Мы разговаривали в команде на эту тему, и видели ситуацию так – раз у нас хроническая нехватка финансов, пусть тот, кто считает себя гандбольным руководителем, возьмет тысячу гривен и купит всей команде лимонада. Мы бы понимали, что наш успех – выход на Евро – небезразличен тем, кто развивает наш вид спорта. Глоток внимания стоил бы дороже любых денег.
Пожалуй, читерский ход, говорить о пробуксовках с экипировкой сейчас, а не по ходу отборочного цикла.
А что никто не задавался вопросом, почему мы выступали в черно-белой форме, никак не подвязанной к национальным цветам? Честь которых мы собственно и отстаиваем. На первой тренировке в Вене нас официальный фотограф ЕГФ удивленно спрашивает: «Вы – сборная?». Мы: «Да, сборная Украины». Видимо, он не поверил, что еще так бывает, когда команда одета кто во что. Стыдно. В 2020-м году не можем выдать две пары одинаковых футболок и шорт, чтобы было написано «Украина». Сложно? Просто хотелось одного – выглядеть как команда. Знали бы, что так будет, сами бы скинулись на футболки. Лично сказал Александру Гладуну в Вене, что ненормально в 2020-м году иметь дефицит тренировочных футболок.
И что он ответил?
Согласился, что это – ненормально. Сказал, надо менять ситуацию.
Каким способом? Купить самостоятельно?
Дело в том, что в прошлых затыках с экипой во время отбора нашли виноватую в закупке (Предположительно речь идет о Зинаиде Турчиной. – Прим.авт.). Сказали – она уволена, теперь этим вопросом будет заниматься другой человек (Предположительно Александр Дудко. – Прим.авт.). Приезжаем на сборы – пообещали на следующее окно отбора. Перед матчем с датчанами ходим каждый в своем. Перед Евро уверяли, что на топ-турнире будем укомплектованы всем необходимым с иголочки. Насколько я знаю, Сергей Бебешко предлагал помочь формой Joma, ведь офис фирмы находится в Испании, недалеко от него. Сказали не беспокоиться – Федерация разберется. В итоге – когда выдали экипировку, все поняли, что за 15 лет ничего не изменилось…В такие моменты чувствуешь, что ты никому не нужен. Мы словно аматоры – собрались после работы сыграть турнирчик. Только на деле мы – национальная сборная, а турнирчик – Евро, на которое мы попали впервые за 10 лет. Говорить о зацепке олимпийской лицензии? Не смешно ли? Как сказал наш капитан Захар Денисов, посмотрите на составы соперников – они только за счет опыта могут нас обыгрывать, что в некоторых матчах в итоге и случилось.
И все же Украина выступила достойно, но соперники – еще лучше.
Конечно, сейчас все готовятся, разбирают команду и ее игроков до мелочей.
Статус капитана в матче с Австрией добавлял мотивации?
На ее нехватку никогда не жаловался. Я приехал на Евро прежде всего доказать, что Украина – может навязать борьбу всем соперникам. Что до нового статуса, то получилось как: перед отбором капитаном выбрали Захара Денисова, а меня и Ларика [Сергея Онуфриенко] – вице-капитанами. Так как Серега не успел восстановиться, а Захар из-за травмы пропускал матч, то на второй тур команду выводил я.
Кто из украинцев проходил допинг-тест во время турнира?
Кажется, Саня Шевелев, которому после Евро-2020 предстоит операция на мениске, и Паша Гурковский.
Почему в Лиге чемпионов отсутствует данная процедура?
Коммерческий турнир – все зависит от правил конкретного соревнования. Например, когда я приехал в Польшу, в «Азоты-Пулавы», уже через неделю меня вызвали на допинг-тест. Я за свою карьеру его проходил три раза. Еще дважды в составе сборной Украины при Кушнирюке и Захарове. Раньше как было – в мешочке случайным образом тянули номера, выбирая, кто идет на допинг-контроль.
При каких обстоятельствах узнал об уходе Сергея Бебешко?
Андрей Мельник сообщил нам в аэропорте перед разъездом по клубам.
Твоя реакция.
Близкая к шоку. Причем не только я так отреагировал. До последнего надеялся, что Сергей Васильевич останется. Дождется жеребьевки следующей кампании – отбора к «миру-2021», и изменит решение. К тому же, отборочный цикл пройдет по новой системе. Хотя перед «Европой» он не скрывал в беседе с возрастными игроками, что, как тренеру, ему тяжело смотреть на организационный аспект нашего гандбольного хозяйства: «Хочется выполнить задачу выхода в основной раунд, если не получится – уйду».
Кого ты видишь тренером в будущем?
Если рассматривать кандидатуры в интересах страны и нашего гандбола, нужно разговаривать с Юрием Костецким или Юрием Петренко. Молодые наставники, которые работают соответственно в Португалии и Франции.
Можешь сформулировать главный успех Евро-2020?
Успех – участие на этом празднике после затяжной паузы. Важно, что впервые за много лет у нас собрался настоящий коллектив, который отдавался с первой до последней минуты. Чувствовалось – есть команда. Не будь ее, уже во втором матче получили бы не меньше «червонца», а на площадку не вышли бы травмированные Шевелев, Гурковский и Буйненко, видевшего, по сути, одним глазом. Тренер после нам так и сказал: «Я не могу выразить ни одной серьезной претензии, потому что по самоотдаче вопросов нет».И хочется отдельно поблагодарить всех наших болельщиков. И у экранов, и тех, кто приехал в Вену. Пусть на трибунах их было около 100 человек, но, поверьте, вашу поддержку мы ощущали даже несмотря на 2 000 болельщиков из Северной Македонии, которые создали атмосферу, будто мы играем в Скопье. Кроме того, мы видим сообщения и комментарии в соцсетях, пропускаем их через себя.
В 2010-м я дебютировал на Евро в компании опытных Андрея Наталюка, Юрия Петренко. Они своим примером показывали нам, к чему надо стремиться. Молодежь – Дорощук, Комок, Шевелев, Онуфриенко, я – учились у них. Надеюсь, в какой-то степени мы были такими же хорошими партнерами для нынешней молодежи, дав им возможность поверить, что будущее сборной Украины – за ними.
Игорь ГРАЧЕВ для XSPORT.ua
- Сергей Бебешко использовал 17 гандболистов из 18-ти, приехавших в составе делегации на Евро-2020. Антон Деревянкин весь турнир провел в резерве, а Владислав Залевский однажды попал в заявку, но на площадку не выходил.
- Дмитрий Ильченко забросил первые голы в составе национальной сборной, оформив переход из ЗТР в состав московского «Спартака» по ходу турнира.
- Станислав Жуков провел больше всего времени на паркете – 2:23:58. Кроме Жукова, больше двух часов провели только Дмитрий Дорощук (2:11:55) и Владислав Остроушко (2:10:05). Меньше всех – Антон Терехов (15:56), из полевых – Дмитрий Горига (35:17).