Памяти Владимира Шкарана

Сегодня исполнилось 40 дней с тех пор, как ушел из жизни замечательный запорожский борец, хороший человек и творческая личность – Владимир Васильевич Шкаран, мастер спорта международного класса, один из сильнейших борцов Украины 1960-70-х годов, многократный призер чемпионатов СССР в тяжелом весе. Выдающегося запорожского спортсмена не стало на 80-м году жизни. Чтобы почтить память Владимира Васильевича, «Проспорт» решил вспомнить интервью, которое борец и поэт дал нашему порталу в 2009 году.
 
 

Владимир Шкаран: Борец с душой поэта

 
Владимир Шкаран – без преувеличения, уникальный борец. Необычного в нем много: и то, как и когда он попал в большой спорт, и его уникальное умение противостоять более массивным противникам, и его поэтический талант. Ему есть что рассказать о своей жизни и спортивной карьере, поэтому отойдем от привычных рамок интервью и просто предоставим слово нашему герою.
 
“Мол, не попал в дитя, 
какой же из тебя вояка, 
Ты, рыжий, смотри, в другой 
раз не промахнись” 
 
Родом я из села Малая Токмачка Ореховского района. Главное воспоминание моего детства – это, конечно же, война. Тяжелое было время, Бог меня от смерти отводил не раз…
Помню, как-то передразнивал – малой же был, несмышленый – немца, который на бричке молоко по своим подразделениям развозил. Он сперва на меня внимания не обращал. А потом достал автомат… Я едва за угол хаты успел заскочить, как он очередь пустил. Потом еще с пацанами камни в немцев швыряли, когда они купались. Еле ноги унесли.
Ну а самый дикий случай произошел возле нашей хаты, в которой немцы жили. Мы же с матерью в окопе в конце огорода обитали. Вот вылез я из окопа, чтобы малую нужду
справить. Только штаны спустил, слышу – дзень – пуля возле головы прошла, и даже щеку ветерком обдало. Я как стоял, так и упал ничком в окоп. А от хаты хохот доносится. Это немцы шутили так.
Отец погиб в 1943-м в Токмакском районе, где шли ожесточенные бои за Пришибские высоты. Обидно, но я даже не знаю, где он точно похоронен. Когда уже в МВД работал, серьезно поисками занялся, в архивы запросы делал – безрезультатно. Дело в том, что в Токмаке несколько солдатских кладбищ, вот я постоянно ездил и каждый раз на другое цветы возлагал. Думал, может, именно здесь отец лежит.
 
“Борьба  как первая любовь” 
 
Спорт в послевоенное время был для нас, детей, самой большой радостью. Никогда не забуду свой первый футбольный мяч, сделанный сестрой из ниток и обшитый тканью. А после выхода в 1954 году кинофильма «Чемпион мира» с борцом Алексеем Ваниным в главной роли, повально ребята «заболели» борьбой. На сене, на траве – где только ни устраивали жаркие схватки. Не знали ни правил, ни приемов, все делали по наитию.
До армии я занимался тяжелой атлетикой, легкоатлетическими метаниями, боксом, но вот с борьбой по-настоящему познакомился только во время службы. Мне случайно тренер предложил побороться – нужен был человек, который представит Дрогобычскую область, где я служил, на матчевой встрече по вольной борьбе с житомирцами. На подготовку у меня была неделя. Чему можно научиться за такой срок? Несколько приемов только показали – и все.
И вот мой поединок. Народу в зале набилось… В соперники достался крепкий парень – мастер спорта Иван Шевляков. Ну я его на лопатки и положил, впервые ощутив вкус борцовской победы. Как сейчас, помню заметку в газете Прикарпатского военного округа «Новичок разделался с мастером спорта»! Через несколько недель я принял участие в первенстве округа по классической борьбе. Там на меня обратил внимание известный тренер Павел Козин. С этого и началась моя спортивная карьера.
 
“Сегодня схватка, и опять моя душа горит, пылает. 
Нужна победа мне – 
и только она…” 
 
В армии я прослужил целых пять лет – еще два года отбыл сверхсрочно. Однако потянуло на родину, в Запорожье, где у меня уже появились друзья – выдающийся наш борец Сергей Рыбалко, тренер Эдуард Кляхин, ставший моим наставником.
Выступал я в тяжелом весе, хотя большой глыбой никогда не выглядел. Мой боевой вес был 105-106 килограммов, но бороться приходилось с противниками весом за 140. Помню, известный украинский тренер Иван Масленников говорил: “Какое бы место ни занял Шкаран на первенстве Украины, на союзную Спартакиаду поедет бороться именно он”. В схватках с большими противниками приходилось подключать всю силу, быстроту, характер, выносливость.
Довелось встречаться на ковре со многими выдающимися борцами – олимпийским чемпионами Иштваном Козмой, Иоганесом Коткасом, Анатолием Рощиным, Анатолием Парфеновым. У двоих из них я выигрывал. Хотя больше всего мне запомнились две схватки. Первая – на командном первенстве СССР. Чтобы обеспечить сборной Украины бронзу, мне нужно было выиграть у хозяина соревнований – казахского борца. Волновался – жуть: не за себя же бороться предстояло, а за всех ребят. Но я выиграл. Да так, что не дал сопернику ни единого шанса! А другой поединок – очень обидный. На Спартакиаде народов СССР один москвич вообще со мной бороться не захотел. Падал, за ковер убегал, но судьи ему победу отдали. Наша команда потом протесты писала – без толку.
Закончить карьеру пришлось в 34 года, хотя я находился в великолепной форме. На тренировке получил обидный вывих плеча со смещением. Не залечив травму, поехал на соревнования и – разрыв ключично-кремиального сочленения. Долго восстанавливался, но понял, что нужно уходить из спорта.
 
“Наша жизнь на победу 
должна быть настроена, 
А, побеждая, 
мы утверждаем, 
как личность, себя!” 
 
Вопрос, чем же заниматься после спорта, передо мной не стоял. Я же динамовец – вот и пошел на службу в МВД. Длительное время работал в межобластной школе милиции по подготовке участковых инспекторов, нынешнем ЗЮИ.
Я там преподавал боевой раздел самбо, а потом проявил хозяйственную смекалку и сделал лучший в Союзе тренажерный комплекс. В нем было около 20-ти снарядов, в том числе и для тренировок прыжков со второго этажа, через пропасть. Там были различные туннели, лабиринты, лестницы.
На пенсию вышел в звании подполковника. Сейчас бизнесом занимаюсь, организовываю поставки различной продукции. Ну и за борьбой постоянно слежу. Хотя она, к сожалению, сильно отличается от той, что была раньше. Нынешние правила сковывают борцов, активность их мышления.
 
“Мы знаем, что возврата 
оттуда не бывает, 
Но почему-то милости 
от Бога ожидаем” 
 
Первый стих я написал еще в школе. О войне. Я стихи даже не сочиняю – пою, ведь мелодичность в них главное. Понимаю, что мои творения несовершенны, но, как сказал мне один товарищ: “Когда читают твои стихи, и ты их сам читаешь – это разные вещи”.
В молодости я несколько своих стихов прочитал товарищам-борцам. Кто-то меня подколол, меня это задело, и я долго не выносил свою поэзию на публику. Лишь в зрелом возрасте изредка писал для друзей оды – к юбилеям, праздникам. Правда, тексты их не хранил.
И только недавно мои товарищи Виктор Дейнега, президент городской федерации борьбы Валерий Смирнов посоветовали издать сборник стихов. Друзья поддержали эту идею, в том числе и материально, за что я им благодарен. Вот и получилась книга. После презентации многие знакомые звонили: “Василич, многие стихи ничего, но вот как дошли до семейной рубрики…” А у меня там стихи, посвященные дочери и сыну, которых уже нет в живых…
Наверняка не все мои стихи понравятся читателям. Но хочется, чтобы хоть один из них задел человека за живое, заставил задуматься над жизнью, окружающим миром. Если хоть один стих кого-то тронул – моя задача выполнена.
 
Досье
 
Владимир Васильевич Шкаран родился 28 марта 1937 года в селе Малая Токмачка Ореховского района.
Мастер спорта международного класса по греко-римской борьбе.
Двукратный бронзовый призер чемпионатов СССР, бронзовый призер командного первенства СССР, чемпион Украины, девятикратный чемпион Центрального совета ДСО «Динамо», победитель международных турниров в Венгрии и Чехословакии. В течение семи лет был членом сборной СССР.
Подполковник МВД в отставке.
 
Отзыв.  Николай Казаченко, профессор психологии, мастер спорта СССР по самбо и дзюдо:
 
“Как Человек, не чуждый спорту, я заметил, что о нем написано очень мало стихов. А о борьбе, как это ни обидно, – вообще ничего. Видимо, среди поэтов не было борцов, а борцы не писали стихов. И вот, наконец, появился человек, совместивший в себе два великолепных таланта. Владимир Шкаран – борец экстра-класса и замечательный поэт. 
Хоть я уже много лет не выхожу на ковер и не участвую в поединках, но читая его стихи, невольно наполняюсь острыми ощущениями, переживаниями, предстартовым волнением. Такую образность может передать только человек, знающий природу борцовских поединков, прошедший через множество турниров. А еще стихи Владимира Шкарана – это своеобразная антология классической борьбы Запорожья и Украины. 
Несмотря на свой возраст, Владимир Васильевич находится в гуще спортивной жизни. Его большое сердце и щедрая душа не знают и не ищут покоя. Уверен, что он еще много раз порадует нас своей поэзией. И хочется ответить ему стихами: 
 
“Ты не мечтаешь о покое, 
Не утираешь пот с лица. 
Борьба – занятие мужское 
И нет ей, в принципе, конца!” 
 
Алексей Виниченко