История этой девушки просто удивляет: после детского чемпионата Украины по плаванию (где выполнила норматив Мастера спорта), в свои 14 лет сразу же попасть на взрослую Паралимпиаду в Лондоне и занять там первое место на стометровке брассом, а через четыре года привезти из Рио больше всех медалей из запорожских паралимпийцев – это, знаете, дано не каждому. А ведь врачи уже после годика, пророчили ей всю жизнь в кресле-каталке. Какой ценой даются Пмедали Паралимпийских Игр, рассказала Виктория Савцова и ее отец, а по совместительству тренер, Владимир Савцов
— Скажите, как можно было в 14 лет взять «золото» Лондона?
Владимир. — Понимаете, мы не такие, как все. Все тренера по плаванию – это лишь тренера по плаванию, а ее папа — тренер по дзюдо, и у него совсем другие виды на дыхание спортсмена, на йогу… У нас много упражнений с гимнастики, борьбы, которые в плавании не проходят. Я ее подготовку вижу совсем по другому. Мы, к примеру, растягиваем позвоночник – пловцы этого не делают. Мы становимся на гимнастический мостик, садимся на йогу, а другие пловцы этого не делают. Мы совсем другие и все плавательные движение у папы называются своими именами.
На каждой тренировке и до нее мы всегда прокручиваем над чем надо поработать. А после отмечаем, что вышло, а что нет. Дома, по видео, смотрим заплывы Фелпса и других великий пловцов. Говорю: «Посмотри, как у них работают руки. Тебе нужно тянуться за здоровыми пловцами. Ты сможешь».
Вот и к Лондону мы готовились по-своему, поскольку было совершенно неизвестно, едем туда или нет. Поэтому мы выехали на семейный сбор в Евпаторию. На море для ориентира ставим две баклажки с подвязанными кирпичами и все… Люди плавают, отдыхают, а мы с дочерью «рубимся с волнами», пока мама кушать не позовет. А приехав оттуда, увидели, что результат в бассейне на 100 метров брассом улучшился на 20 секунд. Звоню тренерам сборной Украины, а они не верят: «Вы, наверное, ошиблись. Это что-то из разряда фантастики».
— А ведь вы и сами занимались спортом, а потом случилась травма…
— Да, была травма спины. Потом меня взяли работать тренером по дзюдо, — занимался с девочками. Вскоре родилась дочь. До года, как бы, все ничего, а потом маме говорят, мол, готовьтесь, она всю жизнь будет ездить на инвалидной коляске. Я уволился с работы, постоянно возил дочь в больницу, делал ей массаж. Безусловно, помогали бабушки, но большую часть времени ею занимался я. В одном режиме мы с ней кушали, спали… Затем мы вместе создали свою гимнастику, непохожую ни на одну другую.
— Где вы сейчас тренируетесь? В каком районе города живете?
— В бассейнах «Мотор Сичи» и ШВСМ. А живем в Хортицком жилмассиве. Изначально нам было очень сложно попасть на тренировки. Все время и дорожки были заняты здоровыми пловцами. Затем через губернатора я смог добиться того, чтобы нам дали не только тренироваться, но даже самим подходящее время выбирать. Конечно, многие здоровые спортсмены были обижены, что их график был сдвинут из-за нас, но сейчас мы тренируемся вместе со всеми. Считаю, что здоровые дети очень положительно влияют на детей с определенными недостатками – они лучше плавают, больше стараются.
— После Паралимпиады вам обещали квартиру…
— Да, мы долго боролись за это право, но безрезультатно. Это длилось до тех пор, пока к власти не пришел Владимир Буряк и не поспособствовал продвижению этого вопроса. Нам честно сказали, что согласно закону квартиру предоставить не смогут, но выделят для этого деньги. Их не хватит на большое жилье в центре, но сумма существенно поможет. После этого мы ждали около двух месяцев, а затем нам выдали деньги на руки.
Сейчас мы строим планы покупки нового жилья, которое будет максимально близко по расположению к бассейну.
— А как относитесь к тому, что на последней сессии горсовета принято решение выдать премиальные медалистам Рио в сумме 3,7 млн.грн?
— Да, мы слышали об этом и очень рады, что теперь власть держит свое слово. Мы очень довольны, что у нас такой мэр. Конечно же, это не сравнить с той безрезультатной длинной эпопеей хождений по коридорам власти при Сине, когда нас не знали к какому бы его заму еще отправить, лишь бы избавиться от поставленного нами вопроса.
— Виктория, где вы учитесь?
— На первом курсе ЗНУ, факультет физического воспитания.
— Возникают ли проблемы с учебой?
Владимир. — Ребенок у меня очень ответственный. Иногда, пишет, а почерк шалит, так она переписывает по три раза, старается.
Виктория. — Проблем у меня нет, все получается.
— А какие у вас планы по спорту?
Виктория. — Не останавливаться на достигнутом результате. Я продолжаю тренироваться, хочу принять участие в третьей своей Паралимпиаде. Хочется, если честно, ускорить время, плавать на 400 метров, хотя я и сейчас это уже делаю, но совершенству нет предела.
— А какую профессию хотели бы освоить?
Виктория. — Тренера по плаванию.
Владимир. — Еще в 14-15 лет, она всегда комментировала свои ошибки: где не так дышала, где не так ставила локти, часто помогала другим детям. И я уже тогда увидел в ней задатки тренера. Теперь ко мне обращаются родители детей, у которых есть проблемы, — я помогаю кому могу. Считаю, что и у нее все получится. Да и сейчас она уже постепенно начинает себя в этом пробовать. Плаванье это то, чем бесплатно нужно заниматься в свое удовольствие, а если за это тебе еще и платят, то это лучший вариант.
— Как вы проводите свободное время?
Виктория. – А его практически нет — учеба прежде всего. Все свободное время я трачу на выполнение заданий. Если мне скучно, тогда сижу в интернете, люблю гулять с подругами. Хотелось бы сходить хоть раз в какой-нибудь клуб, никогда еще там не была.
Юрий ХАРЧЕНКО, фото Владимира ШЕРЕМЕТА