Владислав Дидушенко: «Мой переход в «ЗИИ» решили на уровне обкома партии»

 Интервью с наставником ЗТР-СДЮШОР, отмечающим 11 декабря свое 50-летие

 

 

 

 

11 декабря экс-наставник первой команды ZTR, а ныне главный тренер ЗТР-СДЮШОР Вячеслав Дидушенко отмечает свое 50-летие. Волей календаря его День рождения попал на матчи чемпионата Украины среди команд высшей лиги, в которых молодежный состав флагмана украинского гандбола играет с донецким «Шахтером». Однако Вячеслав Владимирович перед отъездом в Донецк нашел время для интервью пресс-службе ГК ZTR.  

 

 

— Как вы пришли в гандбол?

— Родился я в Запорожье. Папа — профессиональный пожарный. Дослужился до звания подполковник внутренней службы. После ухода на пенсию работал на «Запорожтрансформаторе», начальником ведомственной пожарной части. А уже позже директором спорткомплекса «ЗТЗ». Мама — медицинская сестра. Я же учился на Правом берегу в 56-ой школе. Как и все мальчишки старался заниматься всем сразу. Пробовал и борьбу, и плавание. А в четвертом классе к нам пришел Виталий Наумович Берман и набрал группу для занятий гандболом. У него было несколько групп с других школ, расположенных на Правом берегу.

 

— А затем Вы оказались в ДЮСШ №3?

— Нас, перспективных ребят, собрали вместе и мы стали заниматься в ДЮСШ №3 у Николая Николаевича Оболонина. На базе школы была создана сборная Запорожской области 1960-61 годов рождения, в которую и я попал. А у нас в 56-ой школе была группа старших ребят, с которой занимался преподаватель физкультуры Вячеслав Иванович Чувичкин, а представляли они «ЗАС». А когда проводились соревнования среди школ, то в сборную нашей школы брали и меня. Хотя я был года на два моложе остальных, но играл с ними на одном уровне.

 

— Игра с «засовской» группой и предопределила Вашу судьбу?

— Не все было гладко в моей спортивной биографии. У Оболонина я не всегда попадал в чило двенадцати игроков, которые вносились в заявочный лист. Как раз начала тренироваться в нашей школе группа Анатолия Федоровича Невинского. Он знал, что я не всегда попадаю в состав, поэтому предложил мне заниматься со своими ребятами. Я все взвесил и принял решение. Немаловажным было и то, согласитесь, что с Правого берега было довольно сложно добираться в Шевченковский район города.

 

— Но это же еще не был «ЗАС»?

— Конечно, а вот, когда я учился в 9-м классе. Анатолий Невинский был уже тренером ДЮСШ и одновременно работал с дублем. Тогда в Союзе каждая команда Высшей лиги имела дубль. С первой же командой работал Владимир Афанасьевич Богатиков. После его отставки Невинского назначили главным тренером, и мы стали тренироваться с командой мастеров. И в этой команде я сразу не попадал в состав, так как там играли такие мастера, как Сергей Мосиевич и Сергей Крыленко. Команда уезжала на тур, а я оставался дома. Конечно, брала злость. Хотелось доказать, что я не хуже. Приходил и много тренировался самостоятельно. А ведь я тогда еще и в институте учился на стационаре. Днем ходил на занятия, а вечером на тренировки. Уже потом мне сделали свободный график. Тогда в «ЗАСе» в основе играли Леня Беренштейн, Жора Зубков. Однако в 1979 году «ЗАС» сыграл неудачно в высшей лиге – вылетел. Невинского отправили в отставку, а на его место назначили Валерия Николаевича Зеленова. Мы выиграли чемпионат в первой лиги и переходной турнир у Челябинска и Львова, и вернулись в «вышку». Впрочем, ненадолго – всего на год. Тогда я уже стабильно играл в основе.

 

— А как же Вы оказались в «ЗИИ»?

— Когда «ЗАС» завоевал право играть в высшей лиге, Зеленов ушел из команды в «ЗИИ» – вторым тренером к Семену Ивановичу Полонскому. Вместе с ним ушли Беренштейн и Зубков. Год после этого я играл в команде Невинского. И вот, летом, перед началом сезона позвонил Леня Беренштейн и говорит: «Тебя видел в игре Полонский и хочет, чтобы ты играл в его команде». Я засомневался в себе. Но Леня настаивал на встрече с Полонским. Договорились встретиться. Жду. Подъезжает на машина, а там Сергей Кушнирюк. Привезли прямо на базу к Семену Ивановичу. Полонский спросил, хочу ли играть в его команде. Сказал, что да, на что услышал: «Приходи завтра на тренировку. Никому ничего не говори. Все будет согласовано». Ну, конечно поднялся скандал, даже хотели дисвалифицировать. Рассматривали мой вопрос на Федерации гандбола области, тогда ее председателем был Борис Иванович Козлов. Решили все на уровне обкома партии.

 

— До отъезда в Польшу вы все время играли в «ЗИИ»?

— Нет. Был на сборах сборной Украины. Готовились к Спартакиаде народов СССР, а тут меня отправился служить срочную военную службу в Тирасполь. На Спартакиаде выступал за сборную Молдавии. Отслужил там один год.

 

— А что больше всего запомнилось за годы выступления в «ЗИИ»?

— 1982 год, когда мы впервые стали бронзовыми призерами чемпионата СССР. Финальный тур проходил в Минске. Чтобы стать призерами, мы не могли проигрывать в последнем матче против «Кунцево». И мы сыграли вничью. Последний мяч я забил с линии после паса Георгия Зубкова за несколько секунд до конца матча. Семен Иванович потом расцеловал меня.

 

— Вместе с «ЗИИ» Вы выиграли Кубок ЕГФ». Что запомнилось?

— Это незабываемо! В апреле 82-го мы стали бронзовыми призерами чемпионата СССР и получили право представлять нашу страну в розыгрыше Кубка ЕГФ.

 

«В 1/16 финала команда Семена Полонского встретилась с многократным чемпионом Исландии – клубом «Фимлей Хафелаг». Еврокубковый дебют «ЗИИ» проводил на выезде. Запорожцам с первых минут довелось испытать на себе сумасшедшее шумовое давление со стороны местных болельщиков, однако, этот прессинг не помог хозяевам уйти от поражения – 30:25 в пользу украинского клуба. В ответном поединке преимущество было тоже на стороне «ЗИИ», а итоговый перевес составил десять мячей – 29:19. В этой игре особенно отличился левый крайний команды Вячеслав Дидушенко, забивший 13 голов. Бомбардир блеснул и в следующем раунде, где запорожцами был бит голландский «Блау Вит». В первой домашней встрече Дидушенко отметился 14-ю точными «выстрелами», а его команда не оставила от гостей камня на камне – 36:8. Повторная игра превратилась в формальность, она завершилась уже более уважительной по отношению к сопернику победой – 24:21. Преодолимым препятствием оказался и венгерский «Баньяш» — 29:18 (дома) и 28:26 (на выезде).

 

А вот в полуфинале запорожских гандболистов ждал непростой «орешек» — «Рейникендорфер Фексе» из ФРГ. Но и его украинцы раскусили, выиграв в гостях – 19:15, а потом на своей площадке – 17:15. Оставался последний рубеж – шведский «Карлскруна». Скандинавы оказали достойное сопротивление в родных стенах, но, все же, уступили – 20:22. Еще более убедительно «ЗИИ» победил дома 30-го апреля – 23:16 – и к радости своих болельщиков завоевали Кубок ЕГФ. Первый и единственный европейский клубный трофей в истории украинского мужского гандбола» (А.Гончарук, А.Бенедис «Ступени гандбола»).

 

— Запомнилось, в последнем туре чемпионата СССР в матче против ЦСКА я сломал наружную лодыжку, – продолжает Вячеслав Дидушенко. – Команда ехала в Западный Берлин, и Полонский все равно меня взял с командой. Я передвигался с помощью палочки. Немцев прошли, и вот финал. В первом матче в Швеции я играл мало, я не был еще готов провести весь матч на площадке. А дома отыграл всю игру. Великолепная у нас была команда: Шипенко, Жуков, Беренштейн, Дзевель, Жарик, Тищенко, Кушнирюк, Резанов, Сокол, Саржевский, Зубков, Дяков, Педан и, конечно, главный тренер Семен Иванович Полонский.

 

— Почему не смогли в 1985 году выиграть этот же Кубок во второй раз?

— Состав у нас почти полностью сохранился. Могли выиграть в домашнем ответном матче у румынской команды из Бая-Маре «Миньор» с нужным нам счетом. Когда играли в Бая-Маре, у нас случился провал, хозяева ушли в отрыв на пять мячей. Достать мы их не смогли и проиграли 17:22. В ответном матче все шло к тому, что мы сможем одержать победу. 18:13 мы вели. За четыре секунды до конца мы пропустили гол, который оказался решающим. Тогда только-только появились смазки для мячей. Бросили по нашим воротам метров с пятнадцати, это был бросок отчаяния. Мяч ударился об пол и взмыл вверх под перекладину ворот. Александр Шипенко ничего не мог сделать. А потом долго судьи разбирали этот момент. До сирены или после сирены мяч влетел в ворота. Решение приняли в пользу румын. Тренировал нас тогда Валентин Александрович Цапенко.

 

— А когда вы решили уехать на заработки в Польшу?

— Мне было тридцать лет. Начало 1990-х. Развал Союза. Поехал, кстати, с семьей. Получал не очень большие деньги. Всего 200 долларов, но это было неплохо. Уже в конце моего пребывания в Польше мне платили 500 долларов. Жил вместе с семьей в нормальных условиях. Там набрался опыта, даже подсказывал тренеру. Это был для меня важный момент. Все шло к тому, чтобы я остался там, мне предлагали работать со второй командой. Супруга работала в школе, преподавала английский язык.

 

— А как вы перешли на тренерскую работу?

— Я приехал в отпуск. Встретился с Сергеем Николаевичем Иванисовым. Главным тренером ««ZTR», так теперь называлась команда, в это время был Владислав Иванович Цыганок. После беседы с ними я согласился работать вторым тренером. Когда приступил к исполнению обязанностей, то попросился работать еще и со второй командой. Присматривался к тому, как тренируется первая команда. Я учился быть тренером.

 

— Практически вся спортивная карьера Славы Дидушенко прошла у меня на глазах, –рассказывает Заслуженный тренер Украины Владислав Цыганок. – Когда я работал вторым тренером в «ЗИИ» группа игроков из команды «ЗАС» перешла к нам. Среди них был и Вячеслав Дидушенко. Это был период подъема запорожского гандбола. Потом наши пути разошлись, я ушел работать в женскую команду. В 1991 году я пришел вторым тренером в создаваемую команду «ZTR», а 1994 году я стал главным тренером. Вот тогда ко мне пришел Дидушенко. Я сразу согласился с ним работать. Потому, что это надежный, обязательный человек. Это очень важно, ведь если где-то недостает профессиональных навыков, то они постепенно приобретаются. А если у человека нет обязательности, внутренней дисциплины – это очень плохо. Дидушенко этим обладал. Были разные ситуации, были и трения. Творческие личности имеют свой взгляд. У него как раз шло становление. Мы сработались. Позже я пригласил его вторым тренером в сборную страны, доверил ему молодежную сборную страны. Он подходит к работе творчески. Он ищет свои варианты, он обобщает опыт друзей, специалистов из других стран. Считаю его прекрасным, надежным коллегой. В жизни всякое бывает. И взлеты и падения. Поэтому уверен, что его карьера далеко еще не закончилась.

 

— Вы работали, и в национальной, и молодежной сборных страны. Что запомнилось?

— С молодежной командой мне удалось пройти два отбора. Мы играли на чемпионате Европы в Польше. А больше всего запомнилось, как мы играли на чемпионате мира в Бразилии. В отборочном турнире мы выиграли у Молдавии и Болгарии. В третьем решающем матче сыграли вничью со сборной Исландии, и по лучшей разнице попали в финальную часть чемпионата мира. Для всех руководителей федерации гандбола Украины этот успех стал неожиданным. Нам не дали средств на сборы, на форму. Мы даже играли в экипировке ZTR. На дорогу деньги нашли, но играли с листа. В первой игре уступили африканской команде 10 мячей, а потом, когда мы сыграли четыре игры, вновь попали на ту же сборную. И выиграли 15 пунктов. А если бы нам дали возможность подготовиться? То, естественно, результат тоже был бы другим.

 

— Для Вас было неожиданным назначение главным тренером «ZTR»?

— Руководство приняло решение сменить главного тренера. Остались в команде я и Александр Геннадиевич Резанов. Руководство клуба доверило бразды правления командой мне.

 

— Под вашим руководством команда шесть раз становилась чемпионом страны, играла в Лиге чемпионов, вышла в четвертьфинал Кубка Кубков. Как вы восприняли отставку с поста главного тренера «ZTR»?

— В сентябре 2009 года мы проводили квалификационный раунд Лиги чемпионов в Греции. Для выхода в групповой турнир нам не хватило одного гола. Здесь произошло стечение обстоятельств. К этому турниру не смог полностью восстановиться после операции Сергей Бурка, Михаил Кривчиков играл на правом краю, так как травма была у Алексея Ганчева. Не готов был после травмы Николай Стецюра. Были бы они в норме, и все прошло бы по-другому. Конечно, отставка для меня стала неожиданной. Не могу сказать, что я ее воспринял безболезненно. Конечно, я переживал. Такова тренерская доля. И как я понимаю сейчас, это было правильное решение.

 

— И, все же, Вы не обиделись на руководство, а остались работать в клубе. Чья это была инициатива?

— Я попросил руководство взять меня во вторую команду. Работаю один, без второго тренера. Я пересмотрел методы работы, внес много нового, разнообразил тренировки, на которых применяем совсем другие упражнения. Сам провожу с командой разминки, и каждый день новые. Много времени уделяю ребятам, которые по-новому увидели гандбол. Они перешли из детского гандбола во взрослый, должны воспринимать все по иному. В каждом матче мы ставим цель выиграть. Без жажды победы не может вырасти хороший, добротный игрок. Мы должны готовить игрока для первой команды и так, чтобы он безболезненно вливался в первый коллектив.

 

— Назовите символическую семерку игроков, с кем Вам довелось быть на одно площадке или их тренировать.

— Вратарь Александр Шипенко, крайние Виталий Нат и Олег Дяков, линейный Сергей Кушнирюк, полусредние Олег Великий и Сергей Шельменко, разыгрывающий Леонид Беренштейн.

 

Досье

Дидушенко Вячеслав Владимирович

Родился в Запорожье 11 декабря 1960 года.

Окончил Запорожский государственный педагогический институт.

Выступал за запорожские команды «ЗАС» и «ЗИИ», а также за польский клуб «Заглембе» (Люблин).

Обладатель Кубка ИГФ в составе «ЗИИ» (1983), финалист Кубка ИГФ (1985), трехкратный бронзовый призер чемпионатов СССР («ЗИИ»). В составе сборной Украины второй призер Всеевропейских игр ветеранов (2008 год). Мастер спорта СССР международного класса.

На тренерской работе в «ZTR» c 1995 года. В должности главного тренера с 2002 по 2009 годы. Работал главным тренером сборной молодежной команды Украины, вторым тренером в национальной сборной. Заслуженный работник физической культуры и спорта Украины.


 

 Пресс-служба ГК ZTR