Интервью с наставником запорожского "Металлурга"
Новый тренер запорожского «Металлурга» вдохнул в эту команду новую жизнь (если судить по стартовому отрезку второй части чемпионата Украины). Роман Григорчук – украинский специалист – работал в качестве тренера в Латвии, но вернулся на родину и сразу приобрел массу поклонников. В частности, именно в Запорожье с ним связывают мысли о восхождении команды. Однако окончательно остался работать в «Металлурге» он только со второй попытки.
– Роман Иосифович, расскажите, почему ваш приход в Запорожье имел почти детективный характер?
– Вариант с этим местом работы возник еще прошлой осенью, когда мне позвонил агент и сообщил об интересе к моей кандидатуре. Я провел переговоры, приехал, познакомился с командой, с теми условиями, в которых ей предстоит работать. Пробыв «на просмотре» одну неделю, я приступил к работе. О причине моего ухода через некоторое время сейчас я не хотел бы говорить, хотя бы потому что я сюда вернулся, сделал это по доброй воле и даже с удовольствием. За короткий период я успел привыкнуть к команде, наладить с ребятами хорошие отношения. Поэтому, когда ехал в Запорожье во второй раз, чувствовал, что скучаю за этим городом, за этой командой, за всем коллективом.
– Как можете прокомментировать слухи, что в руководстве футбольного клуба работают люди, которые по своему усмотрению помыкают тренерским составом? Что это за люди, и как вам с ними работается?
– Ничего комментировать не хочу, а обсуждать слухи точно не буду. Тут следует только сказать, что видение футбола руководства «Металлурга» и мое личное предельно совпадают. Обсуждая перспективы работы и развития клуба, я в этом лишний раз убедился.
– Совсем недавно на пресс-конференции вы сказали, что у вас контракт до конца сезона. Обычно руководители клуба хотят строить с наставником перспективные отношения на несколько лет вперед…
– Взгляд на продолжительную работу в одной команде у меня положительный не только теоретически: в одном клубе я работал девять лет, в другом – пять. Здесь не стану загадывать, как сложится. Что касается контракта, то, безусловно, документ должен быть заключен. На данный момент, я не ощущаю никакого дискомфорта и готов продолжать сотрудничество. Но подписи и печати здесь совсем не главные. Даже если у тренера есть долгосрочный договор, но он не справляется со своими обязанностями, или его попросту не хотят видеть, то дальнейшая работа мне видится невозможной. Так что моя позиция состоит в том, что контракт далеко не главное.
– Если раньше о тренерских соглашениях мало кто говорил, то в последнее время конфликты в украинском футболе разгораются. Вспомнить хотя бы Заварова, Максимова… Не было ли у вас подобного?
– У меня не было, и, как любому другому человеку, не хотелось бы этого и впредь. Я со своей стороны всегда стараюсь всячески предотвратить возможный конфликт в его зародыше. Меня очень напрягало бы, если бы я стал что-то требовать, с кем-то судиться. Не стану ни от чего зарекаться, но я предпочел бы мирным путем все уладить без лишней огласки. Счел бы нужным уйти тихо, даже теряя причитающиеся деньги по контракту, только чтобы имя не фигурировало лишний раз в непривлекательном свете.
– Насколько длительными и сложными были переговоры о трудоустройстве? Были ли с вашей стороны какие-либо условия?
– Я бы не назвал этот процесс сложным. Я говорил раньше и сейчас могу повторить только одно: хочу и буду работать в той обстановке, когда я работаю так, как я умею, по тем принципам, в которые верю, и опробованным методам, которые ранее уже давали результат.
– Насколько в клубе футболистам и работникам пришлось перестроиться в связи с вашим приходом?
– Я не вижу смысла в том, что если я пришел на новое место, то всех должен уволить, а на их место набрать других. Просто на начальном этапе знакомства надо присмотреться, насколько мы совместимы, насколько удобно нам будет работать в будущем. Персонала в клубе изменения вообще не коснулись, а ротация среди футболистов незначительна. Не слишком знаком с тем, как тренировочная работа в «Металлурге» велась раньше. Изменения неизбежны, но они не говорят о том, что раньше что-то было плохо, просто у каждого тренера свое видение и понимание процесса, направленного на достижение конечного результата.
– О кадровых изменениях расскажите чуть подробнее…
– Да много рассказывать нечего. Белый, Силюк, Лазарович ушли в «Зарю», но по сути, этот вопрос был решен давно. Когда я приступил к обязанностям, их в коллективе уже не было. Уход некоторых легионеров также со мной не связан. Основной костяк остался. Пригласил в команду Цыгырлаша, с которым работал в Латвии и возможности которого я хорошо знаю. Понимал, что он не будет в Украине звездой чемпионата, но пользу команде принесет. Плюс подтянули нескольких ребят из клубной детско-юношеской системы. В целом, обошлись без резких шагов.
– Какими вы видите игроков, которых подбираете лично вы? Что в футболистах для вас главное?
– Мы ведь работаем не сами по себе. Тренер никогда не приходит на пустое место. Кроме того, есть клубное направление развития. Мы хотим комбинировать, а значит, нам нужны быстрые исполнители – иначе футбол будет примитивным. Он тоже иногда дает результат, но это не мой футбол. Мое видение футбола начинается с хорошего контроля мяча. А чтобы выработать концепцию игры, нужно досконально изучить стиль игры каждого футболиста, отработать тактические схемы.
– Сейчас у вас молодая команда. Есть ли опыт подобной работы?
– Был такой период в «Динабурге». Где-то два с половиной года работал с молодежью, когда создавалась новая команда. Это тоже интересная работа, но опыт подсказывает, что для достижения определенного уровня, каких-то результатов должно быть хотя бы 3-4 исполнителя постарше. При формировании коллектива наличие их немаловажно. Сейчас в «Металлурге» приблизительно так и получается. Есть лидеры, способные взвалить на себя такие обязанности во время игры, да и в остальное время их моральные качества позволяют обладать таким статусом.
– Роман Иосифович, во время карьеры игрока вы выступали в чемпионатах Украины, России, Австрии, Польши. Насколько футбол в разных странах отличается? И что дал вам подобный опыт?
– Футбол разный. Для меня под руководством разных тренеров удалось набраться необходимого опыта. Я еще тогда знал, что хочу быть тренером. Заранее готовился, что-то записывал, некоторые вещи отрабатывал еще тогда, делая выводы, подходят ли для меня те или иные принципы, приемы, подходы. Конечно, футбол – одна игра, но сопоставить особенности национальных чемпионатов разных стран и выбрать из них лучшее – ценное приобретение.
– Со времени вашего участия в украинском чемпионате прошло почти 15 лет. Как он изменился и за счет чего?
– Не потому что я украинец, и не потому что я сюда вернулся, скажу, что футбол в Украине хороший, а будет еще лучше. Все возможности для этого есть. За счет чего рост достигается? Не хочу обидеть старшее поколение тренеров, но сейчас виден почерк, видна работа каждого тренера. Нынешние наставники больше умеют, больше могут. Здесь и тактическая выучка, и научная подготовка.
– Становление ваше как тренера проходило в Латвии. Там вы провели много времени. Что представляет собой эта страна? Насколько там развит футбол?
– В Латвии очень хорошие взаимоотношения людей, высокий культурный уровень населения. Латвийцы ведут спокойный, размеренный образ жизни. Футбол в этой стране занимает третье, а может, и четвертое место по популярности. Явно больше поклонников у баскетбола и хоккея. Где-то им могут составить конкуренцию некоторые зимние виды спорта. Футбол до начала кризиса в Латвии развивался очень стремительно, что ощущалось и на международной арене: клубы неплохо зарекомендовали себя в еврокубках, на том же Кубке Содружества. Прогресс налицо. То же можно сказать и в отношении сборной, результаты пошли вверх: все помнят выход в финальный раунд чемпионата Европы. Сейчас финансовый кризис отразился и на латвийском клубном футболе – развитие приостановилось. Тем не менее, 2-3 ведущих клуба вполне конкурентоспособны. Думаю, в чемпионате Украины, не претендуя на высокие места, они вполне могли бы составить конкуренцию середнякам.
– Сейчас вы уже месяц как с головой окунулись в украинский чемпионат. Какие впечатления, какие команды добьются успеха в борьбе за высокие места, кто сумеет избежать неудачи в подвале турнирной таблицы?
– Многие вещи в нашем чемпионате для меня не новы. Дело в том, что в октябре и ноябре прошлого года я довольно неплохо изучил возможности соперников запорожского «Металлурга». Не могу сказать, что меня что-то сильно удивило. Прогнозы давать не стану, но некоторыми впечатлениями поделюсь. «Шахтер» демонстрирует очень приличный уровень игры, к тому же, по-моему, очевидно, что команда может прибавить. Особенно впечатляет бразильская средняя линия, ориентированная на атаку. Из других команд мне понравился донецкий «Металлург». Не могу разгадать загадку, почему в турнирной таблице эта команда занимает позицию значительно ниже своего потенциала. Этой команде вполне под силу быть в призерах. Сложно сказать, как закончится борьба за выживание. Хочу только пожелать успеха своему другу Игорю Гамуле; уверен, что там будет сделано все возможное, чтобы справиться с нелегкой задачей.
– Пока вы делаете первые шаги с «Металлургом». До этого в Латвии вы достигали успехов, признавались лучшим тренером, выигрывали титулы. Насколько интересно вам решать скромные задачи с запорожской командой?
– Амбиции, безусловно, есть. Для меня странно звучат задачи занять, к примеру, седьмое место или десятое. Всегда надо стремиться к первому. Однако при этом не стоит отрываться от реальности. Трезво глядя на вещи, скажу, что хочется играть в еврокубках. Без этого работа становится какой-то постной.
– Есть ли возможности с нынешним составом решать такие задачи?
– Мы проделали колоссальный объем работы на сборах. Он не может не давать результат. Пока не все гладко, однако те задания, которые я ставлю перед командой, постепенно воплощаются в жизнь. Сейчас сложно сказать, как долго и до какого уровня сможет прогрессировать этот состав. Однако если летом укрепиться двумя-тремя исполнителями соответствующего класса, в следующем сезоне как раз и можно задумываться о попадании в зону Лиги Европы. Правда, при этом задачи должны исходить от руководства клуба, ведь не стоит забывать о стратегии развития, которая предполагает воспитание собственных талантов. Если ориентироваться на них, то нужно большее время для воплощения высоких задач. На данный момент, хотелось бы иметь в распоряжении 16-18 футболистов одинакового класса, способных работать на выполнение общих целей.
– Роман Иосифович, вам совсем недавно исполнилось 45 лет. Что этот возраст значит для тренера?
– Самое главное в любом возрасте – это работа. Честная правильная работа. Никогда не поздно учиться. И вот эта учеба и целенаправленная работа рано или поздно должны дать результат. У всех выходит по-разному: кто-то достигает успеха в 40 лет, другой идет к нему дольше. Можно и в 60 добиться самого большого успеха. Думаю, я где-то посередине между тем, что уже есть и что еще предстоит. В моих ближайших планах выйти на новый приличный уровень вместе с запорожским «Металлургом».
Константин БАДУЛИН, газета «ГОЛ!»