Леонид Ключик: «Футбол – это моя жизнь»

 Интервью с прославленным запорожским футболистом

 

 

 

Этого великолепного футболиста и просто замечательного человека хорошо знают не только в Запорожском и Донецком регионах, в командах которых он провел свои лучшие футбольные годы. Игра и дела таких людей, как Леонид Ключик, запоминаются и остаются в памяти много-много лет. И честно говоря, язык не поворачивается назвать Леонида Семеновича ветераном, а тем более пенсионером!

Глядя, как ловко и умело он действует на футбольном поле, справляется с делами в футбольной школе «Металлурга» и областной федерации футбола, никак нельзя поверить, что 20 марта ему исполнится 60!

— Леонид Семенович, начнем, как водится, с первых шагов…

— Никто из моих родственников до меня в футбол не играл. А любовь к этой игре мне привил старший брат – инвалид детства, всю свою жизнь проведший на костылях. Всего у моих родителей, Семена Евдокимовича и Ольги Иосифовны, было четыре сына. Я самый младший. Когда исполнилось пять лет, родители переехали в небольшой донбасский поселок Белецкое. Было там три шахты, один хлебозавод, две школы и футбольное поле, которое снилось мне даже тогда, когда я уже был игроком команды мастеров.

Поселок у нас был очень футбольный – страсти кипели, можно сказать, беспрерывно. Окончив школу, я поступил работать электрослесарем, но играл за взрослую команду нашей шахты центральным защитником. В 1968 году мы проводили товарищескую игру с красноармейским «Угольком», после чего тренеры этой команды Сапронов и Мизерный пригласили меня в свою команду.

— А как вы оказались в Запорожье?

— В сентябре 1969 года мы играли в Макеевке. После матча ко мне подошел тренер запорожского «Металлурга» Петр Григорьевич Тищенко и предложил перебраться в Запорожье. Сказал, что беседовал по этому поводу с моими наставниками. Те, мол, хорошо обо мне отзывались и дали добро на переход в «Металлург». Меня тут же усадили в 21-ю «Волгу», завезли домой сообщить родителям о моем переезде – и сразу в Запорожье. Старший тренер «Металлурга» Сергей Александрович Коршунов побеседовал со мной, после чего я написал заявление о приеме в «Металлург».

На следующий день приезжаю домой, иду к наставникам «Уголька» подавать заявление на расчет. А они в недоумении: «Какое заявление? Какой «Металлург»? Мы хотим тебя в донецкий «Шахтер» рекомендовать. Ты – предатель. Езжай сейчас же в Запорожье, забирай свое заявление».

Получилось, что Тищенко меня «технично» обманул. Пришлось снова ехать в Запорожье. Подхожу к Коршунову. Тот улыбается и говорит: «Возвращайся домой, доигрывай оставшиеся матчи сезона. А потом мы призовем тебя в армию». Сезон я доиграл. Затем успел съездить с «Металлургом» в Болгарию. Контрольные матчи провел в паре с Григорием Вулем: он был последним защитником, я – передним.

— Так в армию все-таки призвали?

— Да, меня сразу призвали в одну из воинских частей Запорожья. Курс молодого бойца прошел по полной программе. Все было: и окопы, и «вспышка» слева — «вспышка» справа… Присягу принимал на площади Ленина. А вечером того же дня приехал представитель «Металлурга» Иосиф Борисович Малкин и забрал меня из части. С командирами было все договорено, я так думаю, на уровне обкома.

— Итак, вы стали полноправным членом запорожского «Металлурга»…

— Первый мой сезон для «Металлурга» сложился удачно – стали чемпионами Украины. А вот следующий чемпионат, как говорится, не пошел. Ребята зазнались, плохо готовились. Вскоре в команде сменился «рулевой» – «Металлург» возглавил Виктор Степанович Жилин. Более жесткого и требовательного тренера, чем он, я еще не встречал. Помню, в Ашхабаде за день до игры при температуре +40 градусов он устроил нам такую тренировку, что у меня холодный пот выступал. Хотя до этого я выдерживал любые нагрузки.

— Не это ли стало причиной вашего ухода из «Металлурга»?

— Нет, я трудностей не боялся и сейчас не боюсь. Но по приезде в Запорожье меня ожидали Сапронов и Мизерный: «Мы тебя ждем в Донецке. «Шахтер» в тяжелом положении, выручай!» Я не мог отказать этим людям лишь по той причине, что именно они дали мне путевку в большой футбол. В итоге меня увезли в Донецк таким же образом, как в свое время в Запорожье. Жилин, когда обо всем узнал, страшно возмущался…

— В «Шахтере» заиграли сразу?

— В первой своей игре вышел на замену, после чего играл в стартовом составе уже до конца второго круга. На моем счету значилось три забитых мяча, хотя на самом деле я забил четыре — один из мячей, забитых мною голкиперу киевского «Динамо» Евгению Рудакову в Киеве, записали на счет Валерия Яремченко. Забил я еще и преемнику Яшина – Владимиру Пильгую. В тот день, когда у него родился сын.

По ходу игры мы проигрывали дома московскому «Динамо» 1:2, но на исходе матча я сумел забить гол в падении через себя, ставший самым памятным в моей карьере. Я пробыл в донецкой команде до конца следующего сезона и принял приглашение «Металлурга». В Запорожье вернулся в мае 1974 года, и с этого времени я верой и правдой служил команде шесть сезонов подряд.

— Окончание игровой карьеры легко пережили?

— Первый раз я решил с футболом завязать еще в 1980 году. Но как только ушел из «Металлурга», тут же начали поступать приглашения. В итоге я еще поиграл в команде Горловки, снова в «Металлурге», и закончил только в 1986 году в составе запорожского «Торпедо».

— Как сложилась «послеигроцкая» жизнь?

— Работал преподавателем физкультуры в Запорожском техникуме электронных приборов. Затем друзья уговорили уйти в коммерцию. Но бизнесмена из меня не получилось. С 1995 года – снова в родном «Металлурге». Занимался и административной работой, и тренерской. Наверное, нет такой работы в команде, которую я бы не выполнял. Сейчас вот опять больше занят административными делами, работая в клубной школе.

— Где работы, как говорится, непочатый край…

— Хорошо, что она есть. И одному мне было бы очень сложно. Помогает весь наш коллектив, ежедневно чувствуется внимание руководства и учредителей ПФК «Металлург», без которого мы просто себя не представляем. Нельзя не упомянуть о той огромной помощи и поддержке, которую мы получаем от комбината «Запорожсталь» (генеральный директор – Герой Украины Виталий Антонович Сацкий), руководства областного управления внутренних дел в лице его начальника Виктора Ивановича Ольховского, не забывает о нас мэр Запорожья Евгений Григорьевич Карташов, президент Запорожской областной федерации футбола Виктор Иванович Межейко, начальник облспортуправления Владимир Евгеньевич Лобанов и многие другие руководители, меценаты, друзья и просто болельщики. Это окрыляет, ведь все, что мы делаем – на благо детей, нашего будущего.

— Многие знают, что вы – заядлый охотник. Какой ваш самый большой трофей?

— Кабан. Но это — коллективный трофей. Вообще-то, я на охоте везучий. Про меня опытные охотники говорили: «Это – футболист. Он не убьет зайца, так догонит его».

— Леонид Семенович, ваши футбольные традиции были продолжены…

— Сергей пошел по моим стопам, играл долго и успешно. Сейчас уже освоил профессию футбольного агента. В «Металлурге» его сменил племянник, мой старший внук Андрей. Сын Сергея – Женя, как и мой младший – Сеня занимаются в нашей школе. Так что футбольная династия Ключиков, я уверен, будет продолжаться. Замечу, что не меньше, чем сыновьям и внукам, я был рад и самому младшему члену нашей семьи – внучке Алисе, которой уже восемь.

— Спасибо большое за интересную беседу. Примите от имени всех болельщиков, любителей футбола наши поздравления с юбилеем!

СПРАВКА «ИЗ»

Леонид Семенович КлюЧик. Родился 20 марта 1950 года в Донецкой области. Выступал за запорожский «Металлург» (1970 — 1971, 1974 — 1980, 1983 — 1985 гг. Сыграл 359 матчей, забил 41 гол). Чемпион Украины 1970 года. Всего сыграл на официальном уровне 565 матчей, забил 67 мячей.

На тренерской работе — с 1991 года. Работал тренером команды шахты «Кочегарка», СК «Металлург», СК «Запорожец». В структуре «Металлурга» работает с 1995 года.

Женат. Воспитал троих детей, имеет троих внуков.

 Игорь Павленко, "Индустриальное Запорожье"